Моше бен Яаков из Киева
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Моше Бен Я‘аков Из Киева (ЭЕЭ)» в «Моше бен Яаков из Киева») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
+ | '''Моше бен Яаков бз Киева''' (Моше Киевский II, Моше hа-Голе; 1449, Шедува, Литва, – 1520?, Кафа, ныне Феодосия), ученый-[[талмуд]]ист, комментатор [[Библия|Библии]], автор [[пиют]]ов и [[Каббала|каббалист]]. | ||
+ | == В Киеве == | ||
+ | После путешествия в [[Стамбул]], где он сблизился как с евреями-раббанитами, так и с [[Караимы|караимами]], Моше бен Яаков поселился в [[Киев]]е, где написал антикараимский полемический трактат. | ||
+ | Во время нападения крымских татар на Киев (1482) дети Моше бен Яакова были угнаны в плен, и он [[Выкуп пленных (в еврейской традиции)|выкупил]] их на деньги, собранные в еврейских общинах. | ||
+ | Между 1482 г. и 1495 г. Моше бен Яаков составил грамматику [[иврит]]а «Сефер hа-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском [[Календарь|календаре]] «Иесод hа-иббур» («Основа високосного года»). | ||
+ | == В странствиях после изгнания == | ||
+ | В 1495 г. литовские и украинские евреи подверглись изгнанию. В годы скитаний Моше бен Яаков написал посвященный [[Каббала|каббале]] трактат «Шушан содот» («Лилия тайн») и каббалистические сочинения «Оцар hа-Шем» («Сокровищница Господня») и «Шаарей цедек» («Врата справедливости»). | ||
+ | == В Крыму == | ||
+ | В 1506 г., во время пребывания в Лиде, Моше бен Яаков был захвачен в плен напавшими на город татарами и угнан в [[Крым]]. Был выкуплен местной еврейской общиной Солхата, поселился в Кафе, где, получив пост [[раввин]]а, стал во главе общины. | ||
+ | Моше бен Яаков сыграл важную культурно-религиозную роль в жизни крымского еврейства. Составленный им молитвенник, известный под названием «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), был принят всеми еврейскими общинами Крыма. | ||
- | + | == Источники и ссылки == | |
- | + | * КЕЭ, том 5, кол. 497 | |
{{ElevenCopyRight|12865|МОШЕ БЕН ЯАКОВ ИЗ КИЕВА}} | {{ElevenCopyRight|12865|МОШЕ БЕН ЯАКОВ ИЗ КИЕВА}} | ||
- | + | [[Категория:Раввины Украины]] | |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] |
Версия 15:36, 14 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Моше бен Яаков бз Киева (Моше Киевский II, Моше hа-Голе; 1449, Шедува, Литва, – 1520?, Кафа, ныне Феодосия), ученый-талмудист, комментатор Библии, автор пиютов и каббалист.
Содержание |
В Киеве
После путешествия в Стамбул, где он сблизился как с евреями-раббанитами, так и с караимами, Моше бен Яаков поселился в Киеве, где написал антикараимский полемический трактат.
Во время нападения крымских татар на Киев (1482) дети Моше бен Яакова были угнаны в плен, и он выкупил их на деньги, собранные в еврейских общинах.
Между 1482 г. и 1495 г. Моше бен Яаков составил грамматику иврита «Сефер hа-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском календаре «Иесод hа-иббур» («Основа високосного года»).
В странствиях после изгнания
В 1495 г. литовские и украинские евреи подверглись изгнанию. В годы скитаний Моше бен Яаков написал посвященный каббале трактат «Шушан содот» («Лилия тайн») и каббалистические сочинения «Оцар hа-Шем» («Сокровищница Господня») и «Шаарей цедек» («Врата справедливости»).
В Крыму
В 1506 г., во время пребывания в Лиде, Моше бен Яаков был захвачен в плен напавшими на город татарами и угнан в Крым. Был выкуплен местной еврейской общиной Солхата, поселился в Кафе, где, получив пост раввина, стал во главе общины.
Моше бен Яаков сыграл важную культурно-религиозную роль в жизни крымского еврейства. Составленный им молитвенник, известный под названием «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), был принят всеми еврейскими общинами Крыма.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 5, кол. 497
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОШЕ БЕН ЯАКОВ ИЗ КИЕВА в ЭЕЭ