У-нетанне токеф (пиют)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «У-Нетанне Токеф» в «У-Нетанне Токеф (пиют)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''У-Нетанне Токеф''' (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), [[Пиют|пиют]], входящий в [[Литургия|литургию]] [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] и [[Иом-Киппур]] в качестве своеобразного введения к [[Кдушша]] [[Молитва|молитвы]] [[Мусаф]]. Название образуют первые слова: «Придадим силу святости этого дня...» Тема пиюта — суд, который Всевышний вершит над всем сотворенным («и все творения, подобно стаду овец, проходят перед Ним») в Рош hа-Шана и в Иом-Киппур. | + | '''У-Нетанне Токеф''' (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), [[Пиют|пиют]], входящий в [[Литургия|литургию]] [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] и [[Иом-Киппур]] в качестве своеобразного введения к [[Кдушша]] [[Молитва|молитвы]] [[Мусаф]]. |
+ | == Название == | ||
+ | |||
+ | Название образуют первые слова: «Придадим силу святости этого дня...» Тема пиюта — суд, который Всевышний вершит над всем сотворенным («и все творения, подобно стаду овец, проходят перед Ним») в Рош hа-Шана и в Иом-Киппур. | ||
+ | === Образы === | ||
- | Автор этого произведения — известный пайтан (см. [[Пиют|Пиют]]) из [[Майнц|Майнца]] Калонимос бен Мешуллам Калонимос (11 в.). Согласно преданию, сохранившемуся в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]], в основе данного произведения — трагедия, происшедшая в Майнце. Видному горожанину Амнону герцог Майнца неоднократно предлагал принять христианство. Амнон попросил дать ему три дня на размышление. Однако Амнон вскоре раскаялся даже в том, что согласился подумать об [[Отступничество|отступничестве]]. Через три дня он отказался явиться во дворец герцога и был предан пытке, но остался верен вере предков. После долгих мучений ему отрубили кисти рук и стопы и истекающего кровью отправили домой. В Рош hа-Шана умирающий попросил принести его в синагогу, где произнес импровизированную молитву и скончался. На третий день после смерти Амнона Калонимос бен Мешуллам Калонимос увидел его во сне произносящим молитву и написал пиют, являющийся парафразом этой молитвы. | + | Среди образов этого произведения — ангелы, послушные воле Творца, и [[Шофар|шофар]] как символ суда. Завершается оно перечислением возможных исходов суда. |
+ | == Автор == | ||
+ | |||
+ | Автор этого произведения — известный пайтан (см. [[Пиют|Пиют]]) из [[Майнц|Майнца]] Калонимос бен Мешуллам Калонимос (11 в.). | ||
+ | |||
+ | Согласно преданию, сохранившемуся в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]], в основе данного произведения — трагедия, происшедшая в Майнце. Видному горожанину Амнону герцог Майнца неоднократно предлагал принять христианство. Амнон попросил дать ему три дня на размышление. Однако Амнон вскоре раскаялся даже в том, что согласился подумать об [[Отступничество|отступничестве]]. Через три дня он отказался явиться во дворец герцога и был предан пытке, но остался верен вере предков. После долгих мучений ему отрубили кисти рук и стопы и истекающего кровью отправили домой. В Рош hа-Шана умирающий попросил принести его в синагогу, где произнес импровизированную молитву и скончался. На третий день после смерти Амнона Калонимос бен Мешуллам Калонимос увидел его во сне произносящим молитву и написал пиют, являющийся парафразом этой молитвы. | ||
У-нетанне токеф распространился сначала в общинах Германии, а впоследствии стал неотъемлемой частью литургии практически всех европейских общин; по сей день это одно из самых популярных произведений еврейской литургии. | У-нетанне токеф распространился сначала в общинах Германии, а впоследствии стал неотъемлемой частью литургии практически всех европейских общин; по сей день это одно из самых популярных произведений еврейской литургии. |
Версия 12:57, 13 декабря 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
У-Нетанне Токеф (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), пиют, входящий в литургию Рош hа-Шана и Иом-Киппур в качестве своеобразного введения к Кдушша молитвы Мусаф.
Название
Название образуют первые слова: «Придадим силу святости этого дня...» Тема пиюта — суд, который Всевышний вершит над всем сотворенным («и все творения, подобно стаду овец, проходят перед Ним») в Рош hа-Шана и в Иом-Киппур.
Образы
Среди образов этого произведения — ангелы, послушные воле Творца, и шофар как символ суда. Завершается оно перечислением возможных исходов суда.
Автор
Автор этого произведения — известный пайтан (см. Пиют) из Майнца Калонимос бен Мешуллам Калонимос (11 в.).
Согласно преданию, сохранившемуся в раввинистической литературе, в основе данного произведения — трагедия, происшедшая в Майнце. Видному горожанину Амнону герцог Майнца неоднократно предлагал принять христианство. Амнон попросил дать ему три дня на размышление. Однако Амнон вскоре раскаялся даже в том, что согласился подумать об отступничестве. Через три дня он отказался явиться во дворец герцога и был предан пытке, но остался верен вере предков. После долгих мучений ему отрубили кисти рук и стопы и истекающего кровью отправили домой. В Рош hа-Шана умирающий попросил принести его в синагогу, где произнес импровизированную молитву и скончался. На третий день после смерти Амнона Калонимос бен Мешуллам Калонимос увидел его во сне произносящим молитву и написал пиют, являющийся парафразом этой молитвы.
У-нетанне токеф распространился сначала в общинах Германии, а впоследствии стал неотъемлемой частью литургии практически всех европейских общин; по сей день это одно из самых популярных произведений еврейской литургии.
Предание о мученике Амноне вдохновило С. Фруга на создание поэмы «Рабби Амнон».
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья У-НЕТАННЕ ТОКЕФ в ЭЕЭ