Рейнхардт, Макс

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 67: Строка 67:
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
-
Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ.  
+
Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене.
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
Строка 80: Строка 80:
== Особенности творчества ==
== Особенности творчества ==
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.  
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.  
-
 
+
[[Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|thumb|left|[[Эмиль Орлик]]. Портрет Макса Рейнхардта]]
«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль [[Манн, Томас|Т. Манн]].  
«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль [[Манн, Томас|Т. Манн]].  
Строка 86: Строка 86:
В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
-
[[Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|thumb|left|[[Эмиль Орлик]]. Портрет Макса Рейнхардта]]
+
 
== Эмиграция ==
== Эмиграция ==
-
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на [[Нобелевские Премии|Нобелевскую премию]]. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.  
+
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с ''К. Гамсуном'' развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.  
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.  
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.  
Строка 98: Строка 98:
== Известные ученики ==
== Известные ученики ==
{{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}}
{{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}}
-
* [[Мартель, Карл Герман]] — актёр
+
* Мартель, Карл Герман — актёр
* [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр
* [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр
Строка 112: Строка 112:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Актёры по алфавиту]]
[[Категория:Актёры по алфавиту]]
-
 
-
<!--
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
С этого момента начинается второй период его режиссёрской деятельности. Руководил театром с небольшими перерывами, связанными
 
-
с первой мировой войной, ему приходилось эмигрировать из фашистской Германии, так как был еврейского происхождения. При
 
-
Немецком театре открывает драматическую школу, основной акцент делает на актёрское мастерство и сценическую речь. В 1906 году
 
-
оставляет Новый театр и организовывает в качестве экспериментальной сцены «Камерный театр» («Каммершпиле»). Так как в
 
-
Немецком театре Рейнхардт ставил в основном классические пьесы, в Камерном театре он переходит к современной драматургии.
 
-
 
-
C 1915—1919 гг. параллельно с Камерным и Немецким театрами руководил берлинским театром «Фольксбюне». В 1919—1920 гг. был
 
-
руководителем театра «Гроссе шаушпильхауз». А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам
 
-
Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 [[Театр в Йозефштадте|«Йозефштадттеатром»]] в Вене.
 
-
 
-
Рейнхардт всегда стремился реформировать немецкое театральное искусство, потому что никогда не понимал натурализма,
 
-
педантичной имитации человеческого поведения на сцене. <!--Брал пример с [[Таиров, Александр Яковлевич|А. Я. Таирова]] и [[Крэг, Гордон|Г. Крэга]], но больше всего опирался на
 
-
«словесную режиссуру» Г. Лаубе.--> Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой
 
-
сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты.
 
-
Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые
 
-
массовые действа), его целостности.
 
-
 
-
Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году.
 
-
 
-
 
-
-->
 

Версия 13:29, 7 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Макс Рейнхардт
Мах Reinhardt
Файл:Max Reinhardt.jpg
Макс Рейнхардт в 1931 году
Имя при рождении:

Макс Гольдман (Goldmann)

Род деятельности:

немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель

Дата рождения:

9 сентября 1873(1873-09-09)

Место рождения:

Баден-под-Веной, Австро-Венгрия

Дата смерти:

31 октября 1943(1943-10-31) (70 лет)

Место смерти:

Нью-Йорк, США

Макс Рейнхардт (нем. Max Reinhardt; собственное имя — Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, Австрия — 31 октября 1943, Нью-Йорк, США), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в.

С 1905 года и до прихода к власти нацистов в 1933 году возглавлял Немецкий театр в Берлине. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в США, где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь».

Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.

Содержание

Биографические сведения

Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в еврейской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из Ступавы; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой Никольсбурга.

Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.

Творческий путь в Европе

В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге.

После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне».

С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр.

В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами.

В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький, пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)).

После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).

В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.

Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене.

Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).

Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному.

В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.

Работа в Америке

В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился).

Особенности творчества

Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.

Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg
Эмиль Орлик. Портрет Макса Рейнхардта

«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн.

Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского.

В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.

Эмиграция

В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.

В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.

Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...».

В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).

Известные ученики

Литература

  • Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕЙНХАРДТ Макс в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация