Тригано, Шмуэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Философы по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские философы» с помощью HotCat) |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Учёные по алфавиту]] | [[Категория:Учёные по алфавиту]] | ||
[[Категория:Философы по алфавиту]] | [[Категория:Философы по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские философы]] |
Версия 09:01, 6 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Тригано, Шмуэль (Trigano, Shmuel; родился в 1948 г., Блида, Алжир), французский социолог, философ и исследователь еврейской мысли, социологии и истории.
Биографические сведения
Тригано учился в Еврейском университете в Иерусалиме (1969–73).
В 1982 г. он получил степень доктора в области социологии (руководители профессор Анни Кригель и профессор Э. Левинас).
Тригано — профессор социологии Парижского университета имени Поля Валери в Нантерре, основатель и директор Колледжа еврейских исследований Альянса и еврейского журнала «Пардес: антропология, история, философия, литература» (издательство «Серф»).
Труды Тригано
Первые работы Тригано посвящены проблеме еврейского самосознания: «Рассказ об исчезнувшем; эссе о еврейской идентификации» (1977), «Новый еврейский вопрос; будущее одной надежды» (1979).
В связи с попыткой взрыва арабскими террористами синагоги в Париже в 1980 г. Тригано написал работу «Республика и еврейство после происшествия на улице Коперника» (1982), посвященную истории французских евреев со времени Великой французской революции.
В книге подробно излагается история антисемитизма во Франции, включая дело Дрейфуса, и анализируется положение французского еврейства за более чем полтора века.
В приложении к книге Тригано критикует универсалистскую модель демократического государства и современного человека, созданную Б. Спинозой в «Богословско-политическом трактате» (1670) путем универсализации черт еврейского народа и государства, основанного на законодательстве Моисея.
Тригано считает, что универсальный человек — идеал, созданный Спинозой путем универсализации еврея, — превращается в отрицание еврея и еврейства.
Позже Тригано развил эти идеи в других работах, уделив большое внимание роли иудаизма, в особенности Библии, а также еврейских философов — Маймонида, Спинозы, М. Мендельсона — в формировании современного западного общества и его политических форм («Забытый дом: религиозный генезис феномена», 1984; «Философия закона: возникновение феномена политики в Библии», 1991).
Тригано стремится показать, что традиционное представление о греческой философии как источнике современных политических концепций игнорирует библейский подход к политическому явлению как основанному на требованиях, предполагающих свободу человека.
Как сторонник мессианского сионизма, Тригано уделяет особое внимание проблемам сохранения еврейства в диаспоре и современному иудаизму.
Эти вопросы исследуются в книгах, объединенных в «Цикл зари» (издательство «Серф»); кроме указанных выше пяти книг, цикл включает также работы «Рождение сыновей», «Метафорическое движение» и «Песня зари».
В книге «Изгнание без возвращения? Письма заблудшему еврею» (1996) Тригано вновь обращается к темам всего своего творчества: еврейская идентификация и положение евреев в диаспоре.
Проблемам иудаизма и еврейской истории посвящен также ряд изданий, редактором и одним из авторов которых является Тригано: сборник статей и документов «Еврейское общество в истории», (тт. 1–4, 1992–93); сборник «Религия как объект науки» (1994) и «Научная строгость и страсть: сборник статей в честь Анни Кригель» (1994), а также специальные выпуски журналов «Тан модерн» («Второй Израиль», 1979) и «Пардес» («Осмыслить Освенцим», 1989; «Религия и политика в Израиле», 1990).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТРИГАНО Шмуэль в ЭЕЭ