Тажер, Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 37: Строка 37:
С 1900 г. преподавал в Туземном еврейском училище, открытом русскими властями для бухарских евреев.  
С 1900 г. преподавал в Туземном еврейском училище, открытом русскими властями для бухарских евреев.  
 +
== Раввин и общественный деятель ==
В 1901–1902 гг. исполнял обязанности раввина местных евреев Самарканда.  
В 1901–1902 гг. исполнял обязанности раввина местных евреев Самарканда.  
Строка 46: Строка 47:
Ему также были близки интересы нового [[Ишув|ишува]] — так, Тажер организовал в местной общине сбор средств для гимназии «Герцлия» в [[Яффа|Яффе]] (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]).
Ему также были близки интересы нового [[Ишув|ишува]] — так, Тажер организовал в местной общине сбор средств для гимназии «Герцлия» в [[Яффа|Яффе]] (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]).
-
Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»). В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями.  
+
Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»).  
 +
 
 +
В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями.  
Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями.  
Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями.  
-
В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения. Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после [[Убой Ритуальный|убоя ритуального]] (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. [[Кашрут]]) и которое они сами не употребляли.  
+
В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения.  
 +
 
 +
Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после [[Убой Ритуальный|убоя ритуального]] (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. [[Кашрут]]) и которое они сами не употребляли.  
Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата [[Чала|чала]] (многие из них находили убежище в его доме).
Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата [[Чала|чала]] (многие из них находили убежище в его доме).
-
После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи. В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд). Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников. Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд. Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации. Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи.
+
После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи.  
 +
 
 +
В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд).  
 +
 
 +
Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников.  
 +
 
 +
== Репрессии со стороны российской администрации ==
 +
 
 +
Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд.  
 +
 
 +
Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации.  
 +
 
 +
Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи.
 +
 
 +
== Деятельность на Ближнем Востоке ==
 +
Тажер перевез семью в Иерусалим и отправился в Германию, где окончил Берлинский университет со степенью доктора философии (1919).  
-
Тажер перевез семью в Иерусалим и отправился в Германию, где окончил Берлинский университет со степенью доктора философии (1919). В 1921–24 гг. Тажер занимал должность раввина [[Бейрут|Бейрута]], а в 1924–29 гг. — Дамаска. Здесь Тажер также занимался общественной деятельностью, во многом благодаря его усилиям были предотвращены еврейские погромы в Дамаске во время так называемого национального восстания (1925–27), направленного против французских мандатных властей. Как в Средней Азии, так и на Ближнем Востоке Тажер способствовал распространению иврита в местных еврейских общинах.
+
В 1921–24 гг. Тажер занимал должность раввина [[Бейрут|Бейрута]], а в 1924–29 гг. — Дамаска. Здесь Тажер также занимался общественной деятельностью, во многом благодаря его усилиям были предотвращены еврейские погромы в Дамаске во время так называемого национального восстания (1925–27), направленного против французских мандатных властей. Как в Средней Азии, так и на Ближнем Востоке Тажер способствовал распространению иврита в местных еврейских общинах.
{{ElevenCopyRight|14003|ТАЖЕР Шломо}}
{{ElevenCopyRight|14003|ТАЖЕР Шломо}}

Версия 20:31, 5 декабря 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тажер, Шломо (Таджер; 1866, Иерусалим, – 1935, Дамаск), раввин и общественный деятель.

Содержание

Биографические сведения

Его отец — раввин Моше Тажер — возглавлял сефардский бет-дин Иерусалима.

Религиозное образование Тажер получил в иешивах Иерусалима. Затем несколько лет путешествовал по Западной Европе. Владел 12 языками.

После женитьбы в 1889 г. на бухарской еврейке Тажер сблизился с иерусалимской общиной бухарских евреев.

В 1898 г. Тажер с семьей переехал в Самарканд, куда был приглашен на место частного учителя.

С 1900 г. преподавал в Туземном еврейском училище, открытом русскими властями для бухарских евреев.

Раввин и общественный деятель

В 1901–1902 гг. исполнял обязанности раввина местных евреев Самарканда.

В 1903 г. был приглашен ташкентской общиной бухарских евреев на должность раввина. В Ташкенте Тажер организовал и возглавил раввинский суд, а также преподавал в частном училище для бухарских евреев.

Поддерживая тесные связи с сефардской верхушкой Иерусалима, Тажер фактически являлся посланцем Эрец-Исраэль: собирал пожертвования для иерусалимских религиозных учреждений и приглашал оттуда преподавателей для учебных заведений бухарских евреев Туркестана.

Ему также были близки интересы нового ишува — так, Тажер организовал в местной общине сбор средств для гимназии «Герцлия» в Яффе (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк).

Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»).

В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями.

Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями.

В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения.

Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после убоя ритуального (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. Кашрут) и которое они сами не употребляли. Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата чала (многие из них находили убежище в его доме).

После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи.

В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд).

Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников.

Репрессии со стороны российской администрации

Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд.

Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации.

Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи.

Деятельность на Ближнем Востоке

Тажер перевез семью в Иерусалим и отправился в Германию, где окончил Берлинский университет со степенью доктора философии (1919).

В 1921–24 гг. Тажер занимал должность раввина Бейрута, а в 1924–29 гг. — Дамаска. Здесь Тажер также занимался общественной деятельностью, во многом благодаря его усилиям были предотвращены еврейские погромы в Дамаске во время так называемого национального восстания (1925–27), направленного против французских мандатных властей. Как в Средней Азии, так и на Ближнем Востоке Тажер способствовал распространению иврита в местных еврейских общинах.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТАЖЕР Шломо в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация