Тихо, Анна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Тихо, Анна (ЭЕЭ)» в «Тихо, Анна») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Тихо, Анна''' (Ticho, Anna; 1894, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия, – 1980, Иерусалим), израильская художница, мастер рисунка. В детстве переселилась с семьей в [[Вена|Вену]], где с 12 лет обучалась рисованию. В 1912 г. приехала в [[Эрец-Исраэль]] и вышла замуж за своего кузена, офтальмолога, также приехавшего из Вены, А. А. Тихо (1883–1960). В Первую мировую войну жила с мужем в [[Дамаск|Дамаске]], где тот служил военным врачом в австрийских войсках. В 1919 г. чета Тихо окончательно поселилась в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. С тех пор Тихо посвятила жизнь помощи мужу, ставшему одним из ведущих иерусалимских врачей, и художественным занятиям. Тихо была одним из основателей новой школы [[Бецалель]] (1932). В 1934 г. состоялась ее первая персональная выставка в Иерусалиме. Тихо часто ездила за границу, но основное время проводила в Иерусалиме. | + | '''Тихо, Анна''' (Ticho, Anna; 1894, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия, – 1980, Иерусалим), израильская художница, мастер рисунка. |
+ | == Биографические сведения == | ||
+ | |||
+ | В детстве переселилась с семьей в [[Вена|Вену]], где с 12 лет обучалась рисованию. | ||
+ | |||
+ | В 1912 г. приехала в [[Эрец-Исраэль]] и вышла замуж за своего кузена, офтальмолога, также приехавшего из Вены, А. А. Тихо (1883–1960). | ||
+ | |||
+ | В Первую мировую войну жила с мужем в [[Дамаск|Дамаске]], где тот служил военным врачом в австрийских войсках. | ||
+ | |||
+ | В 1919 г. чета Тихо окончательно поселилась в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. С тех пор Тихо посвятила жизнь помощи мужу, ставшему одним из ведущих иерусалимских врачей, и художественным занятиям. | ||
+ | |||
+ | Тихо была одним из основателей новой школы [[Бецалель]] (1932). В 1934 г. состоялась ее первая персональная выставка в Иерусалиме. Тихо часто ездила за границу, но основное время проводила в Иерусалиме. | ||
+ | == Творчество == | ||
Тихо осталась верной избранному еще в юности виду искусства — рисунку. Если в ранние годы и вплоть до начала 1940-х гг. она предпочитала пользоваться свинцовым карандашом, то со временем она овладела другими материалами — тушью, углем, черным мелом, пастелью и акварелью. | Тихо осталась верной избранному еще в юности виду искусства — рисунку. Если в ранние годы и вплоть до начала 1940-х гг. она предпочитала пользоваться свинцовым карандашом, то со временем она овладела другими материалами — тушью, углем, черным мелом, пастелью и акварелью. | ||
+ | === Эволюция творчества === | ||
+ | |||
+ | В творчестве Тихо просматривается четкая эволюция. Ее карандашные рисунки до 1940-х гг. свидетельствуют о хорошей школе, пройденной ею в Вене. | ||
+ | |||
+ | Это точный и четкий, суховатый и временами слишком подробный рисунок. Характерно, что художница выбирает мотивы, требующие подробной трактовки, — путаницу улочек старого города («Старый Иерусалим», 1931, карандаш; Дом-музей Тихо, далее все приведенные в статье произведения — там же; «Иерихон», 1940, карандаш) или причудливые формы стволов старых деревьев («Оливковое дерево», 1940, карандаш). | ||
+ | |||
+ | В дальнейшем стиль меняется, хотя сюжеты остаются прежними. Появляется беглость штриха, графичность уступает место живописности. | ||
+ | |||
+ | Художница прибегает к тонкой и тактичной подцветке. Главным мотивом становятся холмы [[Иудея|Иудеи]], красоту которых Тихо чувствовала как ни один другой художник. | ||
+ | |||
+ | Она мастерски изображает чередование планов, своеобразную слоистость горных пород. В ее рисунках исчезает прежняя мелочность трактовки. | ||
+ | |||
+ | Природа наделяется мощью, ее формы трактуются обобщенно («Холмы Иудеи», 1963, перо, тушь; «Летний зной», 1966, черный мел). | ||
+ | |||
+ | Во время походов по окрестностям Иерусалима Тихо делала маленькие беглые зарисовки с натуры. | ||
+ | |||
+ | По ним она создавала уже в мастерской грандиозные обобщения — образы природы Иудеи. | ||
+ | |||
+ | В старости, начиная с 1960-х гг., она была вынуждена работать только в мастерской, но ее творческая фантазия не иссякала. | ||
- | + | Тихо стала вводить в свои произведения цвет и придавать пейзажам тонкую красочность («Пейзаж с горами», 1978, уголь и пастель; «Осень», 1973, та же техника). | |
- | |||
- | + | Важное место в творчестве Тихо занимают зарисовки типов и портретные эскизы. Художница выполняла их обычно тушью и пользовалась тростниковым пером — излюбленным инструментом ранних венских экспрессионистов. | |
- | + | Неподатливый инструмент, требующий верности руки и быстроты исполнения, заставлял ее заострять характеристику, с особой лаконичностью фиксировать черты модели («Слепой», около 1959 г., тушь; «Нищий», 1956, та же техника). | |
+ | == Особенности таланта == | ||
Своеобразной прелестью обладают поздние цветочные натюрморты, выполненные акварелью. Это скромные цветы пустыни и гор, написанные с изяществом и вкусом, присущими китайской классической живописи («Красные цветы», 1969, акварель). | Своеобразной прелестью обладают поздние цветочные натюрморты, выполненные акварелью. Это скромные цветы пустыни и гор, написанные с изяществом и вкусом, присущими китайской классической живописи («Красные цветы», 1969, акварель). | ||
+ | == Признание заслуг == | ||
Творческий вклад Тихо в искусство Израиля был высоко оценен: в 1970 г. художница стала почетным гражданином Иерусалима, а в 1980 г. ей присуждена [[Государственная Премия Израиля|Государственная премия Израиля]]. | Творческий вклад Тихо в искусство Израиля был высоко оценен: в 1970 г. художница стала почетным гражданином Иерусалима, а в 1980 г. ей присуждена [[Государственная Премия Израиля|Государственная премия Израиля]]. | ||
+ | == Увековечивание памяти == | ||
Дом четы Тихо передан [[Израильский Музей|Израильскому музею]], где хранится практически все творческое наследие художницы. | Дом четы Тихо передан [[Израильский Музей|Израильскому музею]], где хранится практически все творческое наследие художницы. |
Версия 17:21, 5 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Тихо, Анна (Ticho, Anna; 1894, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия, – 1980, Иерусалим), израильская художница, мастер рисунка.
Содержание |
Биографические сведения
В детстве переселилась с семьей в Вену, где с 12 лет обучалась рисованию.
В 1912 г. приехала в Эрец-Исраэль и вышла замуж за своего кузена, офтальмолога, также приехавшего из Вены, А. А. Тихо (1883–1960).
В Первую мировую войну жила с мужем в Дамаске, где тот служил военным врачом в австрийских войсках.
В 1919 г. чета Тихо окончательно поселилась в Иерусалиме. С тех пор Тихо посвятила жизнь помощи мужу, ставшему одним из ведущих иерусалимских врачей, и художественным занятиям.
Тихо была одним из основателей новой школы Бецалель (1932). В 1934 г. состоялась ее первая персональная выставка в Иерусалиме. Тихо часто ездила за границу, но основное время проводила в Иерусалиме.
Творчество
Тихо осталась верной избранному еще в юности виду искусства — рисунку. Если в ранние годы и вплоть до начала 1940-х гг. она предпочитала пользоваться свинцовым карандашом, то со временем она овладела другими материалами — тушью, углем, черным мелом, пастелью и акварелью.
Эволюция творчества
В творчестве Тихо просматривается четкая эволюция. Ее карандашные рисунки до 1940-х гг. свидетельствуют о хорошей школе, пройденной ею в Вене.
Это точный и четкий, суховатый и временами слишком подробный рисунок. Характерно, что художница выбирает мотивы, требующие подробной трактовки, — путаницу улочек старого города («Старый Иерусалим», 1931, карандаш; Дом-музей Тихо, далее все приведенные в статье произведения — там же; «Иерихон», 1940, карандаш) или причудливые формы стволов старых деревьев («Оливковое дерево», 1940, карандаш).
В дальнейшем стиль меняется, хотя сюжеты остаются прежними. Появляется беглость штриха, графичность уступает место живописности.
Художница прибегает к тонкой и тактичной подцветке. Главным мотивом становятся холмы Иудеи, красоту которых Тихо чувствовала как ни один другой художник.
Она мастерски изображает чередование планов, своеобразную слоистость горных пород. В ее рисунках исчезает прежняя мелочность трактовки.
Природа наделяется мощью, ее формы трактуются обобщенно («Холмы Иудеи», 1963, перо, тушь; «Летний зной», 1966, черный мел).
Во время походов по окрестностям Иерусалима Тихо делала маленькие беглые зарисовки с натуры.
По ним она создавала уже в мастерской грандиозные обобщения — образы природы Иудеи.
В старости, начиная с 1960-х гг., она была вынуждена работать только в мастерской, но ее творческая фантазия не иссякала.
Тихо стала вводить в свои произведения цвет и придавать пейзажам тонкую красочность («Пейзаж с горами», 1978, уголь и пастель; «Осень», 1973, та же техника).
Важное место в творчестве Тихо занимают зарисовки типов и портретные эскизы. Художница выполняла их обычно тушью и пользовалась тростниковым пером — излюбленным инструментом ранних венских экспрессионистов.
Неподатливый инструмент, требующий верности руки и быстроты исполнения, заставлял ее заострять характеристику, с особой лаконичностью фиксировать черты модели («Слепой», около 1959 г., тушь; «Нищий», 1956, та же техника).
Особенности таланта
Своеобразной прелестью обладают поздние цветочные натюрморты, выполненные акварелью. Это скромные цветы пустыни и гор, написанные с изяществом и вкусом, присущими китайской классической живописи («Красные цветы», 1969, акварель).
Признание заслуг
Творческий вклад Тихо в искусство Израиля был высоко оценен: в 1970 г. художница стала почетным гражданином Иерусалима, а в 1980 г. ей присуждена Государственная премия Израиля.
Увековечивание памяти
Дом четы Тихо передан Израильскому музею, где хранится практически все творческое наследие художницы.