Ханука
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
м (→Ссылки) |
||
Строка 71: | Строка 71: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
{{commonscat|Hanukkah}} | {{commonscat|Hanukkah}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Сноски и источники == | == Сноски и источники == |
Версия 20:07, 4 декабря 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Ха́нука (ивр. חֲנֻכָּה) | |
---|---|
Файл:Januquia.png | |
ханукия | |
Тип | Еврейский |
иначе | «праздник огней», «праздник Маккавеев» |
Значение | Победа над греками; освящение жертвенника и Храма; чудо с кувшинчиком масла; замена пропущенного праздника Суккот |
Установлен | во II веке до н. э. |
Отмечается | евреями |
в период с | 25 кислев |
по | 2 тевет или 3 тевет |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, Галель. Зажигание свечей дома Ханукия, дрейдл, латкес, суфгания |
Связан с | Суккот, Пурим |
Ха́нука (ивр. חֲנֻכָּה, Ханука́[1] или Ха́нука[2] — освящение, обновление; арам. חנכתא; др.-греч. τὰ ἐνκαίνια[3]) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета[4]. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма[5], освящении жертвенника[6] и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.
За три года перед тем, в тот же самый день 25-го кислева, Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.
Содержание |
Значение праздника
…И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.
Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… а возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвертую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.
Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…— Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XII 7:6-7
Что такое Ханука?… Когда греки вошли в Храм, то осквернили всё масло, которое там находилось; а когда династия Хашмонаим окрепла и победила их, искали масло, чтобы зажечь Менору (храмовый светильник) и нашёлся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью первосвященника, и было в нём масла достаточно только на один день горения; тогда случилось чудо и зажигали от него восемь дней [нужные для приготовления нового]. И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Бога. (Вавилонский Талмуд, Шаббат 21а) |
И окрепли Хашмонаим, коһаним гдолим, и разбили их (греков), и спасли евреев из их рук, и поставили царя из числа коэнов, и вернулось царство к Израилю более чем на 200 лет, вплоть до разрушения Второго Храма— Маймонид, «Мишнэ Тора», Книга Времён (раздел Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1)
По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иеhуда Маккавей и его сподвижники устроили празднование, которое было возмещением пропущенного восставшими праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за гражданской войны и ритуального осквернения Храма язычниками[1][7].
Восстание Маккавеев
Иерусалимский Храм был захвачен в 170 году до н. э. Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н. э. Антиох Эпифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую Менору[8].
Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э.. Перед восстанием, народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и правоверных евреев. По всей стране было распространено поклонение идолам. Верхушка еврейского руководства была также эллинизирована.
Предание гласит[9], что Матитьяху Хашмонай, который возглавил восстание, произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» (ивр. מי להשם אלי) и те, кто остались верны ценностям Торы пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иеhуда Маккавей.
В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба. Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25-го кислева, в который три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.[10] По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче — из золота»[11], хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая Менора была золотой[12].
Восстание Маккавеев после этих событий продолжалось ещё более 20 лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его апогей — освобождение Иерусалима и Храма.
Чудо Хануки
Согласно преданию, когда Иеhуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм. После продолжительных поисков все же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.
Законы и обычаи праздника
Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине, нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся).
В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т. н. ха́нике-гелт, от идиш חנוכה-געלט — ханукальные деньги[13]), готовить картофельные оладьи (идиш לאַטקעס, ла́ткес или ло́ткес) и играть в специальный ханукальный волчок-дрейдл (идиш דרײדל, дрейдл; ивр. סביבון, севивон).
Ссылки
Ханука на Викискладе? |
Сноски и источники
- ↑ 1,0 1,1 Статья «Ханукка» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Новейший словарь иностранных слов и выражений» (Москва: АСТ и Минск: Харвест, 2001)
- ↑ Иоан.10:22
- ↑ в зависимости от продолжительности месяцакислев
- ↑ 2Макк.1:18
- ↑ 1Макк.4:59
- ↑ http://www.sunhome.ru/religion/11767 Праздник Ханука
- ↑ 1Макк.1:21
- ↑ Единственным историческим источником об этом периоде, кроме трудов Иосифа Флавия, являются Книги Маккавеев. Здесь идёт речь о Первой книге Маккавеев (Хашмонаим), 4:36-59
- ↑ 1Мак.4:49-50
- ↑ Талмуд, Авода Зара 43б
- ↑ Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XII, 5:4
- ↑ Варианты произношения: ха́ныке-гелт, хо́ныке-гелт, в письменной (но не устной) форме нередко хануке-гелт. См. известный одноимённый рассказ Шолом-Алейхема «Ханукальные деньги» здесь.
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.