Талион (принцип наказания)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Талион» в «Талион (принцип наказания)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Талион''' (от латинского talio, `возмездие в равной мере`), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — `око за око`, Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19). | '''Талион''' (от латинского talio, `возмездие в равной мере`), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — `око за око`, Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19). | ||
+ | == Практика применения == | ||
- | Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам [[Бог]] осуществляет [[Справедливость|справедливость]] (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники | + | Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам [[Бог]] осуществляет [[Справедливость|справедливость]] (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники). |
- | Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). Знаменитое предписание [[Гилель|Гилельа]], которое, по его словам, вмещает всю [[Тора|Тору]]: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе. | + | [[Филон Александрийский]] защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания. |
+ | |||
+ | На основании сообщений [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30). | ||
+ | |||
+ | Однако законоучители [[Талмуд|Талмуда]] постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. | ||
+ | |||
+ | Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. | ||
+ | |||
+ | Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22). | ||
+ | == Денежная компенсация == | ||
+ | |||
+ | Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. | ||
+ | == Отмена практики талиона == | ||
+ | |||
+ | Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). | ||
+ | |||
+ | Знаменитое предписание [[Гилель|Гилельа]], которое, по его словам, вмещает всю [[Тора|Тору]]: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе. | ||
+ | |||
+ | == Принцип талиона в антисемитской литературе == | ||
В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона. | В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона. |
Версия 15:58, 1 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Талион (от латинского talio, `возмездие в равной мере`), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — `око за око`, Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19).
Содержание |
Практика применения
Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам Бог осуществляет справедливость (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники).
Филон Александрийский защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания.
На основании сообщений Иосифа Флавия можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30).
Однако законоучители Талмуда постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная.
Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии.
Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22).
Денежная компенсация
Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания.
Отмена практики талиона
Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах).
Знаменитое предписание Гилельа, которое, по его словам, вмещает всю Тору: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе.
Принцип талиона в антисемитской литературе
В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона.