Тракай (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 26: Строка 26:
'''Тракай''' (до 1939 г. официально назывался Троки, на идиш — Трок), районный центр в [[Литва|Литве]] (близ [[Вильнюс|Вильнюса]]).  
'''Тракай''' (до 1939 г. официально назывался Троки, на идиш — Трок), районный центр в [[Литва|Литве]] (близ [[Вильнюс|Вильнюса]]).  
 +
Город основан в 1321 г., в 14–15 вв. был резиденцией великих князей литовских, с 1569 г. в составе Речи Посполитой, с 1795 г. в составе Российской империи, был уездным городом Виленской губернии; с 1922 г. по 1939 г. входил в состав [[Польша|Польши]]. С 1939 г. в составе Литвы.
 +
== Первые упоминания ==
 +
В Тракае наряду с евреями-раббанитами проживала большая и влиятельная караимская община (см. [[Караимы]]), которая, согласно преданию, была образована караимами, угнанными великим князем Витовтом из [[Крым|Крыма]] в 1392 г.
-
Город основан в 1321 г., в 14–15 вв. был резиденцией великих князей литовских, с 1569 г. в составе Речи Посполитой, с 1795 г. в составе Российской империи, был уездным городом Виленской губернии; с 1922 г. по 1939 г. входил в состав [[Польша|Польши]]. С 1939 г. в составе Литвы.
+
Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются.  
 +
== Четырнадцатый - пятнадцатый век ==
-
В Тракае наряду с евреями-раббанитами проживала большая и влиятельная караимская община (см. [[Караимы]]), которая, согласно преданию, была образована караимами, угнанными великим князем Витовтом из [[Крым|Крыма]] в 1392 г. Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются. В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]). В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой. Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля. В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные. Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов. С 1516 г. с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.
+
В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]).  
-
Караимская община Тракая стала одним из главных общественных и культурных центров крымско-литовских караимов. Ее представители были лидерами литовских караимов на протяжении 16–18 вв., хотя община сильно пострадала во время русско-польской войны 1654–67 гг. (осталось около 30 семей) и во время эпидемии 1710 г. (осталось три семьи). В 1863 г. в Тракае было создано духовное управление караимов западных губерний во главе с хахамом, которое действовало и в польский период.
+
В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.
 +
 
 +
 
 +
Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля.
 +
== Шестнадцатый - восемнадцатый век ==
 +
 
 +
В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные.
 +
 
 +
Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов. С 1516 г. с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.
 +
 
 +
Караимская община Тракая стала одним из главных общественных и культурных центров крымско-литовских караимов.  
 +
 
 +
Ее представители были лидерами литовских караимов на протяжении 16–18 вв., хотя община сильно пострадала во время русско-польской войны 1654–67 гг. (осталось около 30 семей) и во время эпидемии 1710 г. (осталось три семьи).  
 +
 
 +
В 1863 г. в Тракае было создано духовное управление караимов западных губерний во главе с хахамом, которое действовало и в польский период.
В Тракае жили крупнейшие караимские ученые и писатели, в том числе [[Троки, Ицхак Бен Аврахам|Ицхак бен Аврахам Троки]], автор полемического антихристианского трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры») и нескольких пиютов, вошедших в караимский молитвенник; его ученик, поэт Иосеф бен Мордехай Малиновский Троки (умер не ранее 1624 г.); Зерах бен Натан hа-Закен Троки (родился в 1580 г. – умер не ранее 1620 г.); Эзра бен Нисан (умер в 1666 г.); Шломо бен Ахарон Троки (конец 17 в. — начало 18 в.), автор кодекса «Апирьон» («Храм») и другие.
В Тракае жили крупнейшие караимские ученые и писатели, в том числе [[Троки, Ицхак Бен Аврахам|Ицхак бен Аврахам Троки]], автор полемического антихристианского трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры») и нескольких пиютов, вошедших в караимский молитвенник; его ученик, поэт Иосеф бен Мордехай Малиновский Троки (умер не ранее 1624 г.); Зерах бен Натан hа-Закен Троки (родился в 1580 г. – умер не ранее 1620 г.); Эзра бен Нисан (умер в 1666 г.); Шломо бен Ахарон Троки (конец 17 в. — начало 18 в.), автор кодекса «Апирьон» («Храм») и другие.
-
Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины 17 в.; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 г. и вернулись в 1503 г. Караимы согласовывали ряд вопросов с [[Литовский Ваад|Литовским ваадом]] и через него вносили налоги. О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-[[Ашкеназы|ашкеназами]] впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей. Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 гг. Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации.
+
Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины 17 в.; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 г. и вернулись в 1503 г.  
-
Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов. В 1835 г. такое решение было принято, и 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима). Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае только в 1862 г., однако отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными. В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения). В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая два года. В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг [[Синагога|синагоги]] (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка. В 1939 г. в Тракае жили около 300 евреев-ашкеназов.
+
Караимы согласовывали ряд вопросов с [[Литовский Ваад|Литовским ваадом]] и через него вносили налоги.  
-
Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 г. После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы. Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов. К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки). К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки). Караимская синагога (кенасса) в Тракае – единственная из ныне действующих в мире кенасс, которая никогда не закрывалась. С 1970 г., после разрушения кенассы в [[Галич|Галиче]], кенасса в Тракае оставалась единственной формально действующей караимской кенассой в Европе вплоть до постсоветского периода. Музей караимской культуры, созданный в 1940 г. [[Шапшал, Серай Маркович|С. Шапшалом]], располагался первоначально в его собственном доме в Тракае, затем в помещении Тракайского замка, а затем в отдельном доме на улице Караиму, близ кенассы.
+
О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-[[Ашкеназы|ашкеназами]] впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей.  
-
{{ElevenCopyRight|14144|ТРАКАЙ}}
+
Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 гг.
 +
Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов.
 +
В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации.
 +
== Девятнадцатый век ==
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+
Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов.
 +
 
 +
В 1835 г. такое решение было принято, и 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима).
 +
 
 +
Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае только в 1862 г., однако отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными.
 +
 
 +
В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения).
 +
== Двадцатый век ==
 +
 
 +
В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г.
 +
в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая два года.
 +
 
 +
В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг [[Синагога|синагоги]] (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка. В 1939 г. в Тракае жили около 300 евреев-ашкеназов.
 +
=== Немецкая оккупация ===
 +
 
 +
Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 г.
 +
 
 +
После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы.
 +
 
 +
Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов.
 +
 
 +
К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек).
 +
 
 +
Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки).
 +
 
 +
Караимская синагога (кенасса) в Тракае – единственная из ныне действующих в мире кенасс, которая никогда не закрывалась.
 +
 
 +
С 1970 г., после разрушения кенассы в [[Галич|Галиче]], кенасса в Тракае оставалась единственной формально действующей караимской кенассой в Европе вплоть до постсоветского периода.
 +
 
 +
Музей караимской культуры, созданный в 1940 г. [[Шапшал, Серай Маркович|С. Шапшалом]], располагался первоначально в его собственном доме в Тракае, затем в помещении Тракайского замка, а затем в отдельном доме на улице Караиму, близ кенассы.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|14144|ТРАКАЙ}}

Версия 11:00, 28 ноября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тракай (до 1939 г. официально назывался Троки, на идиш — Трок), районный центр в Литве (близ Вильнюса). Город основан в 1321 г., в 14–15 вв. был резиденцией великих князей литовских, с 1569 г. в составе Речи Посполитой, с 1795 г. в составе Российской империи, был уездным городом Виленской губернии; с 1922 г. по 1939 г. входил в состав Польши. С 1939 г. в составе Литвы.

Содержание

Первые упоминания

В Тракае наряду с евреями-раббанитами проживала большая и влиятельная караимская община (см. Караимы), которая, согласно преданию, была образована караимами, угнанными великим князем Витовтом из Крыма в 1392 г.

Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются.

Четырнадцатый - пятнадцатый век

В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. Ссуда денежная).

В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.


Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля.

Шестнадцатый - восемнадцатый век

В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные.

Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов. С 1516 г. с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.

Караимская община Тракая стала одним из главных общественных и культурных центров крымско-литовских караимов.

Ее представители были лидерами литовских караимов на протяжении 16–18 вв., хотя община сильно пострадала во время русско-польской войны 1654–67 гг. (осталось около 30 семей) и во время эпидемии 1710 г. (осталось три семьи).

В 1863 г. в Тракае было создано духовное управление караимов западных губерний во главе с хахамом, которое действовало и в польский период.

В Тракае жили крупнейшие караимские ученые и писатели, в том числе Ицхак бен Аврахам Троки, автор полемического антихристианского трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры») и нескольких пиютов, вошедших в караимский молитвенник; его ученик, поэт Иосеф бен Мордехай Малиновский Троки (умер не ранее 1624 г.); Зерах бен Натан hа-Закен Троки (родился в 1580 г. – умер не ранее 1620 г.); Эзра бен Нисан (умер в 1666 г.); Шломо бен Ахарон Троки (конец 17 в. — начало 18 в.), автор кодекса «Апирьон» («Храм») и другие.

Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины 17 в.; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 г. и вернулись в 1503 г.

Караимы согласовывали ряд вопросов с Литовским ваадом и через него вносили налоги.

О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-ашкеназами впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей.

Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 гг.

Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации.

Девятнадцатый век

Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов.

В 1835 г. такое решение было принято, и 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима).

Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае только в 1862 г., однако отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными.

В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения).

Двадцатый век

В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая два года.

В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг синагоги (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка. В 1939 г. в Тракае жили около 300 евреев-ашкеназов.

Немецкая оккупация

Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 г.

После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы.

Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов.

К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек).

Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки).

Караимская синагога (кенасса) в Тракае – единственная из ныне действующих в мире кенасс, которая никогда не закрывалась.

С 1970 г., после разрушения кенассы в Галиче, кенасса в Тракае оставалась единственной формально действующей караимской кенассой в Европе вплоть до постсоветского периода.

Музей караимской культуры, созданный в 1940 г. С. Шапшалом, располагался первоначально в его собственном доме в Тракае, затем в помещении Тракайского замка, а затем в отдельном доме на улице Караиму, близ кенассы.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТРАКАЙ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация