Тугендхольд, Яков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Тугендхольд, Яков Александрович''' (1882, Москва, – 1928, там же), русский и советский искусствовед, художественный критик. Родился в семье доктора медицины. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах. В 1905 г. посещал мастерскую А. Явленского. В том же году Тугенхольд переехал в Париж, учился в Академии П. Рансона и в мастерской А. Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний. В 1908 г. опубликовал свои первые статьи и корреспонденции, посвященные современному европейскому искусству. Печатался в журналах «Современный мир», «Аполлон», «Северные записки» и др. В 1911 г. вышла книга Тугенхольда «Французское искусство и его представители». В 1913 г. Тугенхольд вернулся в Москву, занимался западноевропейским и современным русским искусством, сотрудничал с С. Щукиным.
+
'''Тугендхольд, Яков Александрович''' (1882, Москва, – 1928, там же), русский и советский искусствовед, художественный критик.  
-
В 1917–18 гг. Тугенхольд работал инструктором в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса; в 1919 г. был назначен заведующим отделом искусств Крымского наробраза; в 1922 г. Тугенхольд был переведен в Москву, работал заведующим отделом газеты «Известия» и в журнале «Красная нива». В 1920-е гг. Тугенхольд работал как искусствовед в Государственной академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета (1923), участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925), занимал должность ученого секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном ученом совете Наркомпроса РСФСР (1926). В 1927 г. Тугенхольд стал действительным членом Государственной академии художественных наук. В 1928 г. был назначен руководителем художественного отдела газеты «Правда».
+
== Биографические сведения ==
-
Тугенхольд продолжал заниматься и художественной критикой. Кроме статей, постоянно публиковавшихся в советской периодической печати, он написал несколько книг: «Искусство Марка Шагала» (1918, совместно с [[Эфрос, Абрам Маркович|А. Эфросом]]), «В. Ван Гог. Письма» (1919), «Эдгар Дега и его искусство» (1922), «Первый музей новой западной культуры» (1923), «Художественная культура Запада» (1928), «Искусство Октябрьской эпохи» (1930) и др. В 1987 г. в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных статей и очерков Тугенхольда.
+
 
 +
Родился в семье доктора медицины. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  
 +
 
 +
В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах.  
 +
 
 +
В 1905 г. посещал мастерскую А. Явленского. В том же году Тугенхольд переехал в Париж, учился в Академии П. Рансона и в мастерской А. Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний.  
 +
== Искусствовед ==
 +
 
 +
В 1908 г. опубликовал свои первые статьи и корреспонденции, посвященные современному европейскому искусству. Печатался в журналах «Современный мир», «Аполлон», «Северные записки» и др.  
 +
 
 +
В 1911 г. вышла книга Тугенхольда «Французское искусство и его представители». В 1913 г. Тугенхольд вернулся в Москву, занимался западноевропейским и современным русским искусством, сотрудничал с С. Щукиным.
 +
 
 +
В 1917–18 гг. Тугенхольд работал инструктором в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса; в 1919 г. был назначен заведующим отделом искусств Крымского наробраза; в 1922 г. Тугенхольд был переведен в Москву, работал заведующим отделом газеты «Известия» и в журнале «Красная нива».  
 +
 
 +
В 1920-е гг. Тугенхольд работал как искусствовед в Государственной академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета (1923), участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925), занимал должность ученого секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном ученом совете Наркомпроса РСФСР (1926).  
 +
 
 +
В 1927 г. Тугенхольд стал действительным членом Государственной академии художественных наук.  
 +
 
 +
В 1928 г. был назначен руководителем художественного отдела газеты «Правда».
 +
Тугенхольд продолжал заниматься и художественной критикой.  
 +
 
 +
Кроме статей, постоянно публиковавшихся в советской периодической печати, он написал несколько книг: «Искусство Марка Шагала» (1918, совместно с [[Эфрос, Абрам Маркович|А. Эфросом]]), «В. Ван Гог. Письма» (1919), «Эдгар Дега и его искусство» (1922), «Первый музей новой западной культуры» (1923), «Художественная культура Запада» (1928), «Искусство Октябрьской эпохи» (1930) и др. В 1987 г. в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных статей и очерков Тугенхольда.
Наибольший интерес из огромного — более 600 названий — творческого наследия Тугенхольда представляют его книги, посвященные современному западному искусству. Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Тугенхольда исключительным явлением среди искусствоведов того времени. Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям и стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. В те годы, когда искусство импрессионизма и постимпрессионизма считалось в советском искусствоведении «буржуазным» и подвергалось критике с этих позиций, книги Тугенхольда были для молодых искусствоведов едва ли не единственным источником объективных и нестандартных сведений.
Наибольший интерес из огромного — более 600 названий — творческого наследия Тугенхольда представляют его книги, посвященные современному западному искусству. Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Тугенхольда исключительным явлением среди искусствоведов того времени. Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям и стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. В те годы, когда искусство импрессионизма и постимпрессионизма считалось в советском искусствоведении «буржуазным» и подвергалось критике с этих позиций, книги Тугенхольда были для молодых искусствоведов едва ли не единственным источником объективных и нестандартных сведений.

Версия 09:30, 26 ноября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тугендхольд, Яков Александрович (1882, Москва, – 1928, там же), русский и советский искусствовед, художественный критик.

Биографические сведения

Родился в семье доктора медицины. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах.

В 1905 г. посещал мастерскую А. Явленского. В том же году Тугенхольд переехал в Париж, учился в Академии П. Рансона и в мастерской А. Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний.

Искусствовед

В 1908 г. опубликовал свои первые статьи и корреспонденции, посвященные современному европейскому искусству. Печатался в журналах «Современный мир», «Аполлон», «Северные записки» и др.

В 1911 г. вышла книга Тугенхольда «Французское искусство и его представители». В 1913 г. Тугенхольд вернулся в Москву, занимался западноевропейским и современным русским искусством, сотрудничал с С. Щукиным.

В 1917–18 гг. Тугенхольд работал инструктором в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса; в 1919 г. был назначен заведующим отделом искусств Крымского наробраза; в 1922 г. Тугенхольд был переведен в Москву, работал заведующим отделом газеты «Известия» и в журнале «Красная нива».

В 1920-е гг. Тугенхольд работал как искусствовед в Государственной академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета (1923), участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925), занимал должность ученого секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном ученом совете Наркомпроса РСФСР (1926).

В 1927 г. Тугенхольд стал действительным членом Государственной академии художественных наук.

В 1928 г. был назначен руководителем художественного отдела газеты «Правда». Тугенхольд продолжал заниматься и художественной критикой.

Кроме статей, постоянно публиковавшихся в советской периодической печати, он написал несколько книг: «Искусство Марка Шагала» (1918, совместно с А. Эфросом), «В. Ван Гог. Письма» (1919), «Эдгар Дега и его искусство» (1922), «Первый музей новой западной культуры» (1923), «Художественная культура Запада» (1928), «Искусство Октябрьской эпохи» (1930) и др. В 1987 г. в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных статей и очерков Тугенхольда. Наибольший интерес из огромного — более 600 названий — творческого наследия Тугенхольда представляют его книги, посвященные современному западному искусству. Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Тугенхольда исключительным явлением среди искусствоведов того времени. Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям и стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. В те годы, когда искусство импрессионизма и постимпрессионизма считалось в советском искусствоведении «буржуазным» и подвергалось критике с этих позиций, книги Тугенхольда были для молодых искусствоведов едва ли не единственным источником объективных и нестандартных сведений.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТУГЕНДХОЛЬД Яков Александрович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация