Тоскана (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat)
Строка 106: Строка 106:
{{ElevenCopyRight|14141|ТОСКАНА}}
{{ElevenCopyRight|14141|ТОСКАНА}}
 +
 +
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]

Версия 15:58, 15 ноября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тоскана, область в Центральной Италии.

Содержание

Первые упоминания

Первые достоверные сведения о евреях в Тоскане восходят к Биньямину из Туделы (примерно 1159 г.), который сообщает о присутствии евреев в Пизе и Лукке. Сведения о евреях в Сиене относятся к 1229 г.

Тринадцатый - четырнадцатый век

В 13 в. евреи Тосканы, по-видимому, занимались ростовщичеством (см. Ссуда денежная).

В 1309 г. трое еврейских ростовщиков были приглашены в Сан-Джиминьяно; переговоры с ними не принесли успеха, однако в 1392 г. там была подписана первая кондотта (соглашение, регулирующее еврейские банковские операции).

В 1393 г. в Сан-Миниато была подписана аналогичная кондотта с группой еврейских банкиров, во главе которых стояли члены римского семейства Делла Синагога (Мин hа-Кнесет, или Мин Бет-Эль).

Пятнадцатый век

Это семейство получило в 1410 г. лицензию на открытие ссудного банка в Сан-Джиминьяно, а в 1423 г. — также в Пизе.

До 1437 г. еврейские банкиры не допускались во Флоренцию, хотя им разрешалось действовать в подчиненных ей городах.

В начале 15 в. семейство Делла Синагога вело финансовые операции в Песции, Прато и других городах.

Евреям было разрешено заниматься ссудными операциями в Ареццо, Монтепульчиано, Кастильон Фиорентино, Вольтерре, Кастрокаро и Эмполи.

За эти разрешения евреи должны были платить налог местным властям в размере от 50 до 250 флоринов в год — в зависимости от статуса города.

Шестнадцатый век

Создание христианских ссудных банков в 16 в. не привело к значительным изменениям в положении евреев Тосканы.

Начало правления герцога Козимо де Медичи было благоприятным для евреев, однако в 1533 г. герцог, уступив настояниям папы, распорядился сжечь Талмуд.

В 1551 г. он пригласил купцов из Леванта (в том числе и евреев) поселиться в Тоскане и открыть там свои дела. Незадолго до этого марранам тоже было разрешено селиться в Тоскане.

В 1557 г. герцог предоставил убежище еврейским беженцам из папских владений. В том же году он отказался провести в жизнь антиеврейские законы, установленные папой Павлом IV, а также выдавать марранов на суд инквизиции.

Однако когда Козимо был заинтересован в поддержке папы Пия V в своих притязаниях на титул великого герцога, его отношение к евреям ухудшилось.

В 1567 г. он обязал евреев носить отличительный знак и отказался дать прибежище еврейским беженцам из папских владений.

Под предлогом, что евреи нарушают условия банковских концессий, в 1570 г. были аннулированы все соглашения, заключенные ими во Флоренции, и в 1571 г. — в Сиене, а вскоре евреи были изгнаны из всех городов Тосканы (за исключением Флоренции и Сиены, где местных евреев и беженцев из других областей обязали жить в гетто).

Однако в конце 16 в. великий герцог Фердинанд I пригласил евреев селиться в Ливорно, который уже тогда был одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья. Тоскана, и в первую очередь портовый город Пиза, привлекала к себе марранов из Португалии и Испании; Пиза служила также промежуточной станцией для испанских изгнанников.

В конце 16 в. г. Питильяно был прибежищем для евреев из папских владений; возникшая здесь община достигла расцвета в 18 в.; численность ее составляла 300 человек.

Семнадцатый век

17 в. евреи опять стали селиться в Ареццо, Монте-Сан-Савино, Борго-Сан-Сеполькро и Липпано, хотя в 1680 г. Козимо III стал неукоснительно проводить в жизнь папские антиеврейские постановления, которые до того не соблюдались со всей строгостью.

В конце 17 в. проповеди отступника (см. Отступничество) Паоло Медичи вызвали волну антиеврейских беспорядков, достигших особенно значительного размаха в Борго-Сан-Сеполькро.

Восемнадцатый век

Улучшение положения евреев Т. началось в 18 в. под властью Лотарингской династии. Леопольд I (впоследствии император Австрии Леопольд II), правивший Тосканой с 1765 г. по 1790 г., пожаловал всем местным евреям такие же права, какими они обладали в Ливорно.

В 1799 г. он позволил евреям быть членами муниципальных советов, а в 1789 г. — занимать официальные должностные посты.

В 1798 г. французы оккупировали Тоскану, и евреи получили гражданское равенство. Однако вслед за отступлением французов в 1799 г. гражданские права евреев Тосканы были аннулированы и произошли серьезные антиеврейские беспорядки, в первую очередь в Сиене и Монте-Сан-Савино, где еврейская община перестала существовать.

Девятнадцатый век

После создания Наполеоном I Этрусского королевства в 1801 г. евреям Тосканы вновь было предоставлено гражданское равенство.

В 1810–1814 гг., когда Тоскана была частью наполеоновской империи, местные еврейские общины были организованы по принципу французской консистории.

Евреи стали приобретать земельную собственность, многие из них стали частью среднего класса.

Однако после реставрации монархии было восстановлено прежнее положение. Хотя от евреев более не требовали проживать в гетто, многие продолжали оставаться там.

Лотарингская династия проводила либеральную политику по отношению к евреям, вследствие чего многие обедневшие евреи Рима переселились в Тоскану, где они приняли активное участие во всех областях предпринимательской и производственной деятельности.

Тем не менее, правительственные и судебные должности и воинская служба были закрыты для евреев.

30 апреля 1830 г. Тоскана стала частью Сардинского королевства, и принцип гражданского равенства вне зависимости от религиозных различий был распространен на эту область.

С этого времени история тосканского еврейства подобна истории других еврейских общин Италии.

Законодательство Лотарингской династии, обязывавшее каждого еврея состоять членом одной из еврейских общин и платить налог в ее пользу, еще долгое время оставалось в силе.

В конце 19 в. провинциальные тосканские общины, как и большинство малых еврейских общин Италии, постепенно исчезли.

Наше время

Организованные общины существуют лишь в некоторых городах Тосканы (во Флоренции, в Пизе, Ливорно и Сиене).

См. также Италия.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТОСКАНА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация