Трумот у-маасрот (возношения и десятины)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м Трумот У-Маасрот (ЭЕЭ)» переименована в «Трумот У-Маасрот» поверх перенаправления)

Версия 18:54, 12 ноября 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Трумот У-Маасрот (תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת, мн. число /в ед. числе תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר, трума у-маасер/ — буквально `пожертвования и десятины`), в Библии и талмудической литературе трума преимущественно означает приношение коhенам (см. Кохен) от собранного земледельцем урожая, а также подарок в пользу Скинии завета, или Храма, или жреческого сословия.

Термин маасер означает десятую часть урожая и скота, предназначенную для высшей цели.

В Талмуде этимология слова трума связывается с корнем רום, то есть поднимать, возносить, и отсюда его перевод на русский язык — «возношение».

Основные виды трумот, упоминаемые в Библии: полшекеля (здесь весовая мера) серебра, взимаемые с каждого совершеннолетнего еврея (Исх. 30:13, 38:26; см. также Налоги);халла — хлебное приношение (Чис. 15:19–21; Нех. 10:38; см. также Кохен);части жертвоприношений, отдаваемые коhену (Лев. 7:14);трума, отделяемая земледельцем от определенных видов урожая в пользу коhенов (Чис. 18:11–23).

Последняя называется в Талмуде трума гдола («большое приношение») в отличие от трумат маасер — десятины, отделяемой левитами от получаемой ими десятины (см. ниже) в пользу коhенов (Чис. 18:11–13).

По-видимому, название трума гдола указывает не на физические размеры приношения, а на его важность.

Предписание отделения вышеупомянутой трумы и маасера в Торе ограничено определенными видами урожая. Согласно Втор. 12:17, трумот у-маасрот отделяются от урожая пяти видов злаковых, а также от плодов виноградника и его производных и плодов оливы и ее производных.

Однако в Устном Законе расширили границы этого предписания: например, Мишна (Маас. 1:1) распространяет обязанность отделять трумот у-маасрот от всего, что произрастает из земли и употребляется в пищу.

По-видимому, уже в эпоху, предшествовавшую Мишне, было принято отделять маасер от тех видов урожая, на которые не распространяется закон Торы.

Доказательством этому может служить сказанное в II Хр. 31:5, где в списке трумот у-маасрот перечисляются виды урожая, не упомянутые в Торе. Обязанность отделения трумы относится к заповедям, имеющим силу только на земле Израиля (Чис. 15:18–19).

Согласно Втор. 12:5–6, следует приносить труму и первую десятину (маасер ришон; см. ниже) в «место, избранное Господом», то есть в культовый центр, с тем, чтобы там поделить все принесенное между коhенами и левитами.

По мнению исследователей, уже начиная с эпохи Первого храма отделяли трумот у-маасрот от большинства выращиваемых культур. Акцентуация необходимости принесения трумот у-маасрот, наряду с жертво­приношениями, именно в центральном святилище неоднократно встречается в Библии (Втор. 12:6–14, 17) в рамках общей тенденции к максимальной централизации культа.

В Торе не указан размер трумы, однако законоучители Талмуда создали своеобразную градацию допустимых размеров трумы: «одна доля из сорока — приношение щедрого человека, одна доля из пятидесяти — приношение посредственного, одна доля из шестидесяти — приношение скаредного» (ТИ., Тр. 4:3). Минимальный размер трумы — «сколько-нибудь», например, достаточно отделить одно зернышко от урожая, собранного с целого поля.

Трума предназначается исключительно коhену и его семье. Трума, полностью отвечающая галахическим нормам, отдавалась коhену даром. Трума обладает статусом священного предмета, ее может есть только коhен, пребывающий в состоянии ритуальной чистоты. От соприкосновения с каким-либо ритуально нечистым предметом (например, с мертвым телом) трума теряет свою святость; она запрещена к употреблению и подлежит сожжению.

Требование доставлять труму в Иерусалимский храм содержится в книге Нехемии 13:5–13 и у пророка Мал’ахи 3:10, что является выражением характерной для поколения Эзры и Нехемии тенденции возрождения и укрепления централизации культа. О приношении трумы в царствование Хизкияху свидетельствует II Хр. 31:5–12, описания этого обычая содержатся в книге Товита (1:6–7), в книге Юдифь (11:13), а также в писаниях Филона Александрийского.

После разрушения Второго храма, несмотря на отсутствие культового центра, законодатели не отменили обязанность отделения трумот у-маасрот с тем, чтобы детали этого закона не забылись ко времени возрождения Храма и его ритуалов. Земледельцы продолжали отделять трумот у-маасрот и отдавать их местным коhенам.

Предписание отделения маасрот от произрастаний земли впервые упоминается в Лев. 27:30–33, где говорится об обязанности посвящения десятой части урожая, а также о возможности выкупить ее, добавив к ней пятую часть ее стоимости. В Чис. 18:21–24 говорится о маасере как о достоянии левитов.

Начиная с эпохи Второго храма Галаха трактует приношение маасрот как годовую повинность. Многообразные упоминания о маасрот в Библии были структуризованы и объяснены герменевтическими (см. Герменевтика) методами. В Устном Законе не только были сформулированы основные виды десятин, но и регламентирован порядок их отделения (см. ниже).

Маасер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат маасер, в пользу коhенов. Маасер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин коhенам, а не левитам. Талмудическая литература изобилует примерами приношения маасер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий таннаев о допустимости приношения маасер ришон коhену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину. В писаниях Филона Александрийского и Иосифа Флавия иногда маасер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — коhенов. Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов. Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику Гиркану II и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать маасер ришон любому коhену по выбору жертвователя.

Маасер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников ее следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками.

Маасер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое ее название маасар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также Лекет, шихеха у-феа).

Маасар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка Иехезкеля (34:12–20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять маасар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

Маасар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).

В эпоху Второго храма и талмудическую эпоху существовала проблема, связанная с тем, что многие представители ам hа-арец (буквально «народ земли»; в Талмуде — название социальной группы, не соблюдавшей многие галахические нововведения фарисеев) пренебрегали законом отделения десятин, и их урожай фарисеи считали сомнительным с точки зрения его разрешенности для использования.

В современном Израиле предписание отделения трумот у-маасрот остается в силе, но носит формальный характер. Отделяется трума гдола в ее минимальном размере — «сколько-нибудь». Принято от собранного урожая отделять немногим более 1/100 и тем самым исполнить обязанность трума гдола и трумат маасер. Отделенные плоды принято выбрасывать, предварительно завернув в оберточную бумагу. Маасер шени не привозится в Иерусалим, а выкупается за символическую сумму (прута). По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасар ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги. Функция контроля за отделением трумот у-маасрот в Израиле возложена на Верховный раввинат, который выдает предприятиям, выполняющим обязанность отделения трумот у-маасрот, и магазинам специальное свидетельство о проверенном товаре.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТРУМОТ У-МААСРОТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация