Раввинские семинарии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Юдиш теологишес семинар) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Организационные попытки в России и в Польше) |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
Однако лишь в 1877 г. в [[Будапешт|Будапеште]] была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был [[Гольдциер, Игнац|И. Гольдциер]]. | Однако лишь в 1877 г. в [[Будапешт|Будапеште]] была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был [[Гольдциер, Игнац|И. Гольдциер]]. | ||
- | === | + | === Положение в России и в Польше === |
В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом. | В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом. |
Версия 19:51, 7 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Раввинские семинарии, учебные заведения для подготовки раввинов, где наряду с традиционными религиозными дисциплинами изучаются и светские науки.
Содержание |
Возникновение раввинских семинарий
До первой четверти 19 в. раввины выпускались из иешив, которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали Талмуд и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить смиху.
С началом эмансипации, под влиянием Хаскалы и с развитием науки о еврействе стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках.
Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне.
Противники нововведения
Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в Польше и России, современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в США.
Раввинские семинарии
Иституто конвитто раббинико
Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в Падуе, где со дня ее основания и до конца жизни преподавал Шмуэль Давид Луццатто.
Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в Рим, где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во Флоренцию (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство Италии ее закрыло.
В 1928 г. на Родосе был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. Сефарды); он был закрыт в начале Второй мировой войны.
Эколь сентраль раббиник
В 1829 г. в городе Мец (Франция) была основана Эколь сентраль раббиник; через год эта раввинская семинария получила государственную дотацию.
В 1859 г. она переехала в Париж, где действовала сначала под названием Семинэр исраэлит де Франс, а позднее — Эколь раббиник.
Юдиш теологишес семинар
Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне Вроцлав), основанная З. Франкелем в 1854 г.; среди преподавателей были Г. Грец, М. Лев, Я. Гутман (отец Ю. Гутмана, см. о нем там) и И. Хайнеман.
Джуз колледж
В 1855 г. в Лондоне главный ашкеназский (см. Ашкеназы) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»).
Юдише хохшуле
В 1872 г. в Берлине была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название.
Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум
В 1873 г. А. Хильдесхаймер создал в Берлине строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум.
Исраэлитиш-теологише леранштальт
В 1862 г. А. Еллинек основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил А. Шварц.
Раввинская семинария в Будапеште
Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в Венгрии задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования.
Однако лишь в 1877 г. в Будапеште была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был И. Гольдциер.
Положение в России и в Польше
В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом.
Основанное в Варшаве в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»).
Открытые в 1847 г. в Вильне (см. Вильнюс) и Житомире раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики.
Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек.
Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты.
Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами.
Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в казенных еврейских училищах.
В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты.
Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы М. Шором Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.
В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в иудаизме (см. Ортодоксальный иудаизм; Реформизм в иудаизме, Консервативный иудаизм). Первой раввинской семинарией в США был реформистский Хибру юнион колледж, основанный в 1875 г. в Цинциннати А. М. Вайзом. В 1886 г. консервативная община США создала собственную Еврейскую теологическую семинарию (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином И. Э. Спектором, стала впоследствии ядром Иешивы-университета; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.
Вследствие Катастрофы европейского еврейства все раввинские семинарии Центральной и Восточной Европы прекратили свое существование; единственное исключение — семинария в Будапеште. Во Франции продолжает действовать Эколь раббиник, в Англии — Джуз колледж и реформистский Лео Бек колледж (см. Л. Бек).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВВИНСКИЕ СЕМИНАРИИ в ЭЕЭ