Раввинские семинарии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Юдиш теологишес семинар)
Строка 52: Строка 52:
=== Юдиш теологишес семинар ===
=== Юдиш теологишес семинар ===
-
Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне [[Вроцлав]]), основанная [[Франкель, Захариас|З. Франкелем]] в 1854 г.; среди преподавателей были [[Грец, Генрих|Г. Грец]], [[Лев, Мише|М. Лев]], Я. Гутман (отец [[Гутман, Юлиус|Ю. Гутмана]], см. о нем там) и [[Хайнеман, Ицхак|И. Хайнеман]]. В 1855 г. в [[Лондон|Лондоне]] главный ашкеназский (см. [[Ашкеназы]]) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»). В 1872 г. в [[Берлин|Берлине]] была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название. В 1873 г. [[Хильдесхаймер, Азриэль|А. Хильдесхаймер]] создал в [[Берлин|Берлине]] строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум. В 1862 г. [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]] основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил [[Шварц, Адольф|А. Шварц]].
+
Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне [[Вроцлав]]), основанная [[Франкель, Захариас|З. Франкелем]] в 1854 г.; среди преподавателей были [[Грец, Генрих|Г. Грец]], [[Лев, Мише|М. Лев]], Я. Гутман (отец [[Гутман, Юлиус|Ю. Гутмана]], см. о нем там) и [[Хайнеман, Ицхак|И. Хайнеман]].  
 +
=== Джуз колледж ===
 +
 +
В 1855 г. в [[Лондон|Лондоне]] главный ашкеназский (см. [[Ашкеназы]]) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»).  
 +
=== Юдише хохшуле ===
-
Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в [[Венгрия|Венгрии]] задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования. Однако лишь в 1877 г. в [[Будапешт|Будапеште]] была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был [[Гольдциер, Игнац|И. Гольдциер]].
+
В 1872 г. в [[Берлин|Берлине]] была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название.  
 +
=== Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум ===
-
В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом. Основанное в [[Варшава|Варшаве]] в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»). Открытые в 1847 г. в Вильне (см. [[Вильнюс]]) и [[Житомир|Житомире]] раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики. Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек. Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты. Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами. Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в [[Казённые Еврейские Училища|казенных еврейских училищах]]. В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты. Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы [[Шор, Моше|М. Шором]] Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.
+
В 1873 г. [[Хильдесхаймер, Азриэль|А. Хильдесхаймер]] создал в [[Берлин|Берлине]] строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум.
 +
=== Исраэлитиш-теологише леранштальт ===
 +
 
 +
В 1862 г. [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]] основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил [[Шварц, Адольф|А. Шварц]].
 +
=== Раввинская семинария в Будапеште ===
 +
 
 +
Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в [[Венгрия|Венгрии]] задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования.
 +
 
 +
Однако лишь в 1877 г. в [[Будапешт|Будапеште]] была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был [[Гольдциер, Игнац|И. Гольдциер]].
 +
=== Организационные попытки в России и в Польше ===
 +
 
 +
В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом.  
 +
 
 +
Основанное в [[Варшава|Варшаве]] в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»).  
 +
 
 +
Открытые в 1847 г. в Вильне (см. [[Вильнюс]]) и [[Житомир|Житомире]] раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики.  
 +
 
 +
Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек.  
 +
 
 +
Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты.  
 +
 
 +
Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами.  
 +
 
 +
Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в [[Казённые Еврейские Училища|казенных еврейских училищах]].  
 +
 
 +
В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты.  
 +
 
 +
Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы [[Шор, Моше|М. Шором]] Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.
В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в [[Иудаизм|иудаизме]] (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]; [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]). Первой раввинской семинарией в США был реформистский [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], основанный в 1875 г. в Цинциннати [[Вайз, Айзек Майер|А. М. Вайзом]]. В 1886 г. консервативная община США создала собственную [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейскую теологическую семинарию]] (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектором]], стала впоследствии ядром [[Иешива-Университет|Иешивы-университета]]; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.
В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в [[Иудаизм|иудаизме]] (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]; [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]). Первой раввинской семинарией в США был реформистский [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], основанный в 1875 г. в Цинциннати [[Вайз, Айзек Майер|А. М. Вайзом]]. В 1886 г. консервативная община США создала собственную [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейскую теологическую семинарию]] (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектором]], стала впоследствии ядром [[Иешива-Университет|Иешивы-университета]]; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.

Версия 17:41, 7 ноября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Раввинские семинарии, учебные заведения для подготовки раввинов, где наряду с традиционными религиозными дисциплинами изучаются и светские науки.

Содержание

Возникновение раввинских семинарий

До первой четверти 19 в. раввины выпускались из иешив, которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали Талмуд и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить смиху.

С началом эмансипации, под влиянием Хаскалы и с развитием науки о еврействе стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках.

Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне.

Противники нововведения

Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в Польше и России, современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в США.

Раввинские семинарии

Иституто конвитто раббинико

Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в Падуе, где со дня ее основания и до конца жизни преподавал Шмуэль Давид Луццатто.

Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в Рим, где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во Флоренцию (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство Италии ее закрыло.

В 1928 г. на Родосе был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. Сефарды); он был закрыт в начале Второй мировой войны.

Эколь сентраль раббиник

В 1829 г. в городе Мец (Франция) была основана Эколь сентраль раббиник; через год эта раввинская семинария получила государственную дотацию.

В 1859 г. она переехала в Париж, где действовала сначала под названием Семинэр исраэлит де Франс, а позднее — Эколь раббиник.

Юдиш теологишес семинар

Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне Вроцлав), основанная З. Франкелем в 1854 г.; среди преподавателей были Г. Грец, М. Лев, Я. Гутман (отец Ю. Гутмана, см. о нем там) и И. Хайнеман.

Джуз колледж

В 1855 г. в Лондоне главный ашкеназский (см. Ашкеназы) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»).

Юдише хохшуле

В 1872 г. в Берлине была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название.

Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум

В 1873 г. А. Хильдесхаймер создал в Берлине строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум.

Исраэлитиш-теологише леранштальт

В 1862 г. А. Еллинек основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил А. Шварц.

Раввинская семинария в Будапеште

Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в Венгрии задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования.

Однако лишь в 1877 г. в Будапеште была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был И. Гольдциер.

Организационные попытки в России и в Польше

В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом.

Основанное в Варшаве в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»).

Открытые в 1847 г. в Вильне (см. Вильнюс) и Житомире раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики.

Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек.

Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты.

Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами.

Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в казенных еврейских училищах.

В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты.

Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы М. Шором Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.

В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в иудаизме (см. Ортодоксальный иудаизм; Реформизм в иудаизме, Консервативный иудаизм). Первой раввинской семинарией в США был реформистский Хибру юнион колледж, основанный в 1875 г. в Цинциннати А. М. Вайзом. В 1886 г. консервативная община США создала собственную Еврейскую теологическую семинарию (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином И. Э. Спектором, стала впоследствии ядром Иешивы-университета; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.

Вследствие Катастрофы европейского еврейства все раввинские семинарии Центральной и Восточной Европы прекратили свое существование; единственное исключение — семинария в Будапеште. Во Франции продолжает действовать Эколь раббиник, в Англии — Джуз колледж и реформистский Лео Бек колледж (см. Л. Бек).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВВИНСКИЕ СЕМИНАРИИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация