Риссер, Гавриэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Риссер, Гавриэль (ЭЕЭ)» в «Риссер, Гавриэль») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Риссер, Гавриэль''' (Riesser, Gabriel; 1806, Гамбург, – 1863, там же), немецкий общественный и политический деятель, идеолог и борец за эмансипацию евреев в Германии. Выходец из известной раввинской семьи: его дед — Рефаэль hа-Кохен Иекутиэль (1722–1803; главный раввин Альтоны, [[Гамбург|Гамбурга]] и Вандсбека, противник идей [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]]), а отец — Яаков Лацарус (1763–1828; секретарь гамбургского [[Бет-Дин|бет-дина]]; в отличие от тестя, был сторонником [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]]). Получил наряду с домашним традиционное ([[Иврит Язык|иврит]] и [[Библия]]) светское образование. Окончив юридический факультет Гейдельбергского университета, Риссер в 1828 г. отказался от места приват-доцента в этом университете, так как оно было обусловлено его переходом в христианство. Не допущенный по этой же причине в гамбургское сословие адвокатов и к чтению лекций в Йенском университете, он обратился к публицистической и общественной деятельности, которая вначале касалась исключительно еврейского вопроса в Германии. В 1830 г. Риссер выступил с обращенной главным образом к немцам брошюрой «О положении приверженцев Моисеевой веры в Германии», которая вызвала широкий резонанс как пламенным протестом против еврейского бесправия, так и аргументами в пользу полного уравнения в правах евреев с немцами. Основной и постоянный довод Риссера состоял в том, что евреи Германии отличаются от немцев лишь в религиозном отношении, то есть составляют отдельную религиозную, но отнюдь не национальную группу, ибо жизнь на немецкой земле в течение многих поколений сделала их одним из немецких племен. Риссер отнюдь не одобрял обретение евреями равноправия ценой отказа от веры предков и считал, что такой путь — ложь, лицемерие и подлость. | + | '''Риссер, Гавриэль''' (Riesser, Gabriel; 1806, Гамбург, – 1863, там же), немецкий общественный и политический деятель, идеолог и борец за эмансипацию евреев в Германии. |
+ | == Биографические сведения == | ||
+ | |||
+ | Выходец из известной раввинской семьи: его дед — Рефаэль hа-Кохен Иекутиэль (1722–1803; главный раввин Альтоны, [[Гамбург|Гамбурга]] и Вандсбека, противник идей [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]]), а отец — Яаков Лацарус (1763–1828; секретарь гамбургского [[Бет-Дин|бет-дина]]; в отличие от тестя, был сторонником [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]]). | ||
+ | |||
+ | Получил наряду с домашним традиционное ([[Иврит Язык|иврит]] и [[Библия]]) светское образование. | ||
+ | |||
+ | Окончив юридический факультет Гейдельбергского университета, Риссер в 1828 г. отказался от места приват-доцента в этом университете, так как оно было обусловлено его переходом в христианство. | ||
+ | |||
+ | Не допущенный по этой же причине в гамбургское сословие адвокатов и к чтению лекций в Йенском университете, он обратился к публицистической и общественной деятельности, которая вначале касалась исключительно еврейского вопроса в Германии. | ||
+ | == Публицистическая и общественная деятельность == | ||
+ | |||
+ | В 1830 г. Риссер выступил с обращенной главным образом к немцам брошюрой «О положении приверженцев Моисеевой веры в Германии», которая вызвала широкий резонанс как пламенным протестом против еврейского бесправия, так и аргументами в пользу полного уравнения в правах евреев с немцами. | ||
+ | |||
+ | Основной и постоянный довод Риссера состоял в том, что евреи Германии отличаются от немцев лишь в религиозном отношении, то есть составляют отдельную религиозную, но отнюдь не национальную группу, ибо жизнь на немецкой земле в течение многих поколений сделала их одним из немецких племен. | ||
+ | |||
+ | Риссер отнюдь не одобрял обретение евреями равноправия ценой отказа от веры предков и считал, что такой путь — ложь, лицемерие и подлость. | ||
В начале 1830-х гг. Риссер особенно резко полемизировал с протестантским теологом, профессором Гейдельбергского университета Х. Э. Г. Паулусом, предостережениям которого, что чрезмерная идентификация немецких евреев с Германией может в итоге обернуться их отторжением, то есть изгнанием или даже уничтожением, Риссер противопоставлял позицию истинного германского патриота, непоколебимо верившего, что нравственное здоровье немецкого народа позволит ему осуществить свою давнюю национальную мечту о политическом объединении отечества не иначе, как на основе принципов прав, свободы и равенства для всех его граждан, в том числе евреев. | В начале 1830-х гг. Риссер особенно резко полемизировал с протестантским теологом, профессором Гейдельбергского университета Х. Э. Г. Паулусом, предостережениям которого, что чрезмерная идентификация немецких евреев с Германией может в итоге обернуться их отторжением, то есть изгнанием или даже уничтожением, Риссер противопоставлял позицию истинного германского патриота, непоколебимо верившего, что нравственное здоровье немецкого народа позволит ему осуществить свою давнюю национальную мечту о политическом объединении отечества не иначе, как на основе принципов прав, свободы и равенства для всех его граждан, в том числе евреев. | ||
+ | === Издатель === | ||
+ | |||
+ | В 1832–35 гг. (с небольшими перерывами) Риссер издает газету «Дер юде», с помощью которой проводит свою первую кампанию в защиту эмансипации немецких евреев — выдвигает требование отменить дискриминационные в отношении евреев статьи в конституции земли Гамбург, пишет по этому поводу петицию к гамбургскому сенату и организует сбор подписей (1834). | ||
+ | |||
+ | Кампания лишь спровоцировала антиеврейские беспорядки 1835 г., что побудило Риссера покинуть Гамбург, и последующие четыре года он столь же безуспешно боролся за права евреев во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]]. В 1840 г. Риссер вернулся в Гамбург, где ему была предложена одна из двух выделяемых для евреев должностей нотариуса, там он продолжил активно добиваться предоставления евреям гражданских прав, все чаще выступал против всякого неравноправия и угнетения, в том числе немецких рабочих и крестьян, которые были противопоставлены тому же жестокому привилегированному меньшинству, что и евреи. | ||
+ | |||
+ | В 1840–42 г. он опубликовал свои «Еврейские письма», в которых выступил в защиту [[Бёрне, Людвиг|Л. Бёрне]] и [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]] от антиеврейских нападок Б. Бауэра (см. [[Младогегельянцы]]), В. Менцеля и др., и одновременно сотрудничал в немецкой либеральной прессе, где неизменно обличал произвол власть имущих. | ||
+ | |||
+ | С 1843 г., когда Риссер, наконец, был принят в сословие адвокатов (правда, во Франкфурте, а не в Гамбурге), его пламенные выступления в суде в защиту бедняков и вообще жертв несправедливости принесли ему всеобщее признание и превратили в самого известного в Германии еврея. | ||
- | + | Политическим деятелем общегерманского масштаба Риссер стал во время революции 1848 г.: 1 апреля с трибуны Франкфуртского предпарламента прозвучал на всю страну его призыв к немедленному и полному воплощению в жизнь идеалов правды и справедливости; во Франкфуртское национальное собрание Риссер был избран от соседнего с Гамбургом округа Лауэнбург, где он был членом конституционной комиссии, а недолгое время — заместителем председателя; участвовал в Эрфуртском парламенте (март 1850 г.), созванном для принятия конституции будущей объединенной Германии. | |
- | + | Риссер все эти годы оставался борцом и за еврейскую эмансипацию — его первая речь во Франкфуртском национальном собрании была направлена против либерала-антисемита М. Моля, противника предоставления равноправия евреям в объединенной Германии, но особенную известность он приобрел как горячий немецкий патриот и поборник объединения Германии под гегемонией Пруссии (вследствие чего был включен в делегацию, направленную Национальным собранием к прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV с предложением короны германского императора). Однако ни еврейская эмансипация, ни объединение Германии не были достигнуты; Риссер оставил политику и отправился в длительное путешествие по Европе и США, где был потрясен положением негров-рабов в «величайшей демократии мира». В 1856 г. вернулся в Гамбург. В последние годы жизни получили признание заслуги Риссера как перед Германией, так и перед еврейским народом. В 1859 г. он был избран в гражданскую палату Гамбурга, где стал одним из заместителей ее председателя, а в 1860 г. — членом Верховного суда — немыслимое до этого для еврея в Германии положение в судебной иерархии. В еврейских общинах Германии в Риссере видели героя и символ борьбы за равноправие евреев, в его честь чеканились медали и составлялись многочисленные благодарственные адреса. Созданное после смерти Риссера общество для увековечения его памяти в 1867–68 гг. издало его сочинения вместе с обширной биографией, написанной М. Излером (1807–88). | |
{{ElevenCopyRight|13529|РИССЕР Гавриэль}} | {{ElevenCopyRight|13529|РИССЕР Гавриэль}} |
Версия 11:06, 30 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Риссер, Гавриэль (Riesser, Gabriel; 1806, Гамбург, – 1863, там же), немецкий общественный и политический деятель, идеолог и борец за эмансипацию евреев в Германии.
Биографические сведения
Выходец из известной раввинской семьи: его дед — Рефаэль hа-Кохен Иекутиэль (1722–1803; главный раввин Альтоны, Гамбурга и Вандсбека, противник идей М. Мендельсона), а отец — Яаков Лацарус (1763–1828; секретарь гамбургского бет-дина; в отличие от тестя, был сторонником реформизма в иудаизме).
Получил наряду с домашним традиционное (иврит и Библия) светское образование.
Окончив юридический факультет Гейдельбергского университета, Риссер в 1828 г. отказался от места приват-доцента в этом университете, так как оно было обусловлено его переходом в христианство.
Не допущенный по этой же причине в гамбургское сословие адвокатов и к чтению лекций в Йенском университете, он обратился к публицистической и общественной деятельности, которая вначале касалась исключительно еврейского вопроса в Германии.
Публицистическая и общественная деятельность
В 1830 г. Риссер выступил с обращенной главным образом к немцам брошюрой «О положении приверженцев Моисеевой веры в Германии», которая вызвала широкий резонанс как пламенным протестом против еврейского бесправия, так и аргументами в пользу полного уравнения в правах евреев с немцами.
Основной и постоянный довод Риссера состоял в том, что евреи Германии отличаются от немцев лишь в религиозном отношении, то есть составляют отдельную религиозную, но отнюдь не национальную группу, ибо жизнь на немецкой земле в течение многих поколений сделала их одним из немецких племен.
Риссер отнюдь не одобрял обретение евреями равноправия ценой отказа от веры предков и считал, что такой путь — ложь, лицемерие и подлость.
В начале 1830-х гг. Риссер особенно резко полемизировал с протестантским теологом, профессором Гейдельбергского университета Х. Э. Г. Паулусом, предостережениям которого, что чрезмерная идентификация немецких евреев с Германией может в итоге обернуться их отторжением, то есть изгнанием или даже уничтожением, Риссер противопоставлял позицию истинного германского патриота, непоколебимо верившего, что нравственное здоровье немецкого народа позволит ему осуществить свою давнюю национальную мечту о политическом объединении отечества не иначе, как на основе принципов прав, свободы и равенства для всех его граждан, в том числе евреев.
Издатель
В 1832–35 гг. (с небольшими перерывами) Риссер издает газету «Дер юде», с помощью которой проводит свою первую кампанию в защиту эмансипации немецких евреев — выдвигает требование отменить дискриминационные в отношении евреев статьи в конституции земли Гамбург, пишет по этому поводу петицию к гамбургскому сенату и организует сбор подписей (1834).
Кампания лишь спровоцировала антиеврейские беспорядки 1835 г., что побудило Риссера покинуть Гамбург, и последующие четыре года он столь же безуспешно боролся за права евреев во Франкфурте-на-Майне. В 1840 г. Риссер вернулся в Гамбург, где ему была предложена одна из двух выделяемых для евреев должностей нотариуса, там он продолжил активно добиваться предоставления евреям гражданских прав, все чаще выступал против всякого неравноправия и угнетения, в том числе немецких рабочих и крестьян, которые были противопоставлены тому же жестокому привилегированному меньшинству, что и евреи.
В 1840–42 г. он опубликовал свои «Еврейские письма», в которых выступил в защиту Л. Бёрне и Г. Гейне от антиеврейских нападок Б. Бауэра (см. Младогегельянцы), В. Менцеля и др., и одновременно сотрудничал в немецкой либеральной прессе, где неизменно обличал произвол власть имущих.
С 1843 г., когда Риссер, наконец, был принят в сословие адвокатов (правда, во Франкфурте, а не в Гамбурге), его пламенные выступления в суде в защиту бедняков и вообще жертв несправедливости принесли ему всеобщее признание и превратили в самого известного в Германии еврея.
Политическим деятелем общегерманского масштаба Риссер стал во время революции 1848 г.: 1 апреля с трибуны Франкфуртского предпарламента прозвучал на всю страну его призыв к немедленному и полному воплощению в жизнь идеалов правды и справедливости; во Франкфуртское национальное собрание Риссер был избран от соседнего с Гамбургом округа Лауэнбург, где он был членом конституционной комиссии, а недолгое время — заместителем председателя; участвовал в Эрфуртском парламенте (март 1850 г.), созванном для принятия конституции будущей объединенной Германии.
Риссер все эти годы оставался борцом и за еврейскую эмансипацию — его первая речь во Франкфуртском национальном собрании была направлена против либерала-антисемита М. Моля, противника предоставления равноправия евреям в объединенной Германии, но особенную известность он приобрел как горячий немецкий патриот и поборник объединения Германии под гегемонией Пруссии (вследствие чего был включен в делегацию, направленную Национальным собранием к прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV с предложением короны германского императора). Однако ни еврейская эмансипация, ни объединение Германии не были достигнуты; Риссер оставил политику и отправился в длительное путешествие по Европе и США, где был потрясен положением негров-рабов в «величайшей демократии мира». В 1856 г. вернулся в Гамбург. В последние годы жизни получили признание заслуги Риссера как перед Германией, так и перед еврейским народом. В 1859 г. он был избран в гражданскую палату Гамбурга, где стал одним из заместителей ее председателя, а в 1860 г. — членом Верховного суда — немыслимое до этого для еврея в Германии положение в судебной иерархии. В еврейских общинах Германии в Риссере видели героя и символ борьбы за равноправие евреев, в его честь чеканились медали и составлялись многочисленные благодарственные адреса. Созданное после смерти Риссера общество для увековечения его памяти в 1867–68 гг. издало его сочинения вместе с обширной биографией, написанной М. Излером (1807–88).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РИССЕР Гавриэль в ЭЕЭ