Роденский, Шмуэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)

Версия 20:27, 24 октября 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Роденский, Шмуэль (1905, Сморгонь, Белоруссия, – 1989, Тель-Авив), израильский актер. Приехал в Эрец-Исраэль в 1924 г., работал на осушении болот. В 1926 г. был принят в театральную студию Менахема Гнесина при «Театрон Эрец-Исреэли»; в этом театре началась сценическая жизнь Роденского. Среди лучших работ актера в «Театрон Эрец-Исреэли» — роль юноши Ханана в спектакле «Диббук» С. Ан-ского.

После того, как распался «Театрон Эрец-Исреэли», Роденский начал работать в сатирическом театре «Мат’ате» («Метла»). В течение 17 лет Роденский выступал в представлениях театра, исполнял по семь-восемь ролей в каждом спектакле и стал одним из ведущих актеров. В жанр эстрадного театра Роденский вносил серьезные интонации. Драматические миниатюры и тексты к сатирическим куплетам специально для Роденского писали Леа Гольдберг, Н. Альтерман, Х. Гури. Одна из самых известных работ Роденского на эстраде — миниатюра «Шмулик-каменотес» Н. Альтермана; он прославился и как мастер театрального исполнения песни. Роденский много выступал с вечерами художественного чтения в киббуцах и мошавах.

В 1949 г. после неудачных гастролей в Америке «Хабима» начала принимать в свою труппу молодых актеров. Роденский, который в течение многих лет стремился попасть в театр, оказался в их числе. Приход Роденского в «Хабиму» был поддержан М. Гнесиным и Ш. Финкелем. Вскоре актер сыграл одну из главных ролей в спектакле «Саул» М. Цвейга (постановка Финкеля, 1949). Роденский никогда не отказывался от маленьких ролей и считался мастером работы в эпизоде. Среди лучших ролей Роденского на сцене «Хабимы» — Яго в «Отелло» У. Шекспира (1950), Магно в «Овечьем источнике» Лопе де Веги (1951), Фельдфебель в «Мамаше Кураж» Б. Брехта (1951), Джон Комало в «Плачь, любимая страна» М. Андерсона (1953), доктор Исаак Торен в «Сделанном человеке» Э. Кишона (1953), Иван Петрович в «Живом трупе» Л. Толстого (1954) и многие другие. Особая заслуга Роденского — в стремлении воплотить на сцене современный израильский характер, особенно в этом смысле важен созданный им образ Кальмана Иоффе, трагического мечтателя и идеалиста, в «Бурной ночи» М. Шамира (1954). Одновременно с работой в «Хабиме» Роденский много и успешно выступал на израильском радио, например, в радиопрограмме «Два Шмулика», где Роденский и Шмуэль Сегал (1924–97) исполняли произведения Шалом Алейхема на идиш; позднее из этой передачи выросла концертная программа «Маленькие люди», с которой Роденский, Шмуэль Сегал и Шмуэль Ацмон (родился в 1929 г.) — «три Шмулика» — объездили весь мир. Мировую славу принесли Роденскому эта программа и роль Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше» (Театр Гиоры Годика, 1965), в которой он выходил на сцену более тысячи раз, исполняя ее на иврите, идиш и на немецком языке (особый успех имел Роденский-Тевье в Германии).

В 1984 г. за программу «Шмулики» Роденский был удостоен премии М. Маргалита, в том же году — Государственной премии Израиля. В 1987 г. сыграл роль Шломо в «Миреле Эфрос» Я. Гордина. Последняя актерская работа Роденского — Фирс в «Вишневом саду» А. Чехова.

Жена Роденского, Нюра Шейн (1902–1992), актриса театра «Хабима», певица.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОДЕНСКИЙ Шмуэль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация