Рапапорт, Натан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Рапапорт» в «Рапапорт, Натан»)
Строка 25: Строка 25:
-
'''Рапапорт''' (Рапопорт) Натан (Rapaport, Nathan; 1911, Варшава, – 1987, Нью-Йорк; похоронен в Петах-Тикве), скульптор-монументалист. Родился в небогатой семье; его дед был [[Шохет|шохетом]]. Рапапорт окончил городскую художественную школу, затем Варшавскую академию искусств (1936). В том же году его скульптура «Теннисистка» экспонировалась на выставке «Спорт в искусстве» в [[Варшава|Варшаве]]. После этого Рапапорта пригласили на международную выставку в [[Берлин|Берлине]], посвященную Олимпийским играм, но он отказался от участия в мероприятии нацистского режима. На стипендию Академии жил во Франции и Италии (1936 г. и 1938 г.), где изучал искусство старых мастеров, работал в художественных студиях. В 1939 г., после раздела [[Польша|Польши]], оказался в Советском Союзе. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии. Еще в России начал работу над монументом, посвященным восстанию в Варшавском [[Гетто|гетто]] (см. [[Варшава|Варшава]]). В 1945 г. Рапапорт возвратился в Варшаву и осуществил свой замысел: монумент был установлен в 1948 г. на месте бывшего [[Гетто|гетто]]. С 1948 г. Рапапорт жил в Израиле, в 1959 г. переехал в США.
+
'''Рапапорт''' (Рапопорт) Натан (Rapaport, Nathan; 1911, Варшава, – 1987, Нью-Йорк; похоронен в Петах-Тикве), скульптор-монументалист.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Все важнейшие произведения Рапапорта посвящены еврейской теме. В его творчестве события древней еврейской истории переплетаются с недавним прошлым. Все его скульптуры составляют как бы единый трагический мемориал (это отчасти связано и с событиями его личной биографии: мать погибла в нацистском концлагере). В 1951 г. Рапапорт создает памятник главе восстания в Варшавском гетто [[Анелевич, Мордехай|М. Анелевичу]], установленный в [[Киббуц|киббуце]] [[Яд-Мордехай]], в 1953 г. — монумент памяти защитников киббуца Негба, погибших в [[Война За Независимость|Войну за независимость]].
+
Родился в небогатой семье; его дед был [[Шохет|шохетом]]. Рапапорт окончил городскую художественную школу, затем Варшавскую академию искусств (1936). В том же году его скульптура «Теннисистка» экспонировалась на выставке «Спорт в искусстве» в [[Варшава|Варшаве]].  
-
В своем раннем творчестве Рапапорт испытал влияние так называемого социалистического реализма и советской монументальной скульптуры. В этот период Рапапорт тяготеет к традициям академизма, в его работах сочетаются натурализм и внешняя патетика. Впоследствии Рапапорт старался преодолеть влияния, ограничивавшие его творческие возможности, стремился к более емким и обобщенным образам, к более строгому, но внутренне экспрессивному и пластически выразительному языку («Памятник шести миллионам погибших в Катастрофе», Филадельфия, 1962). Одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Рапапорта — скульптура «Иов» (установлена в мемориале [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]] в 1968 г.). Лицо и поза праведника, темпераментная лепка выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофой]].
+
После этого Рапапорта пригласили на международную выставку в [[Берлин|Берлине]], посвященную Олимпийским играм, но он отказался от участия в мероприятии нацистского режима.
 +
 
 +
На стипендию Академии жил во Франции и Италии (1936 г. и 1938 г.), где изучал искусство старых мастеров, работал в художественных студиях.
 +
 
 +
В 1939 г., после раздела [[Польша|Польши]], оказался в Советском Союзе. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии.
 +
 
 +
Еще в России начал работу над монументом, посвященным восстанию в Варшавском [[Гетто|гетто]] (см. [[Варшава|Варшава]]).
 +
 
 +
В 1945 г. Рапапорт возвратился в Варшаву и осуществил свой замысел: монумент был установлен в 1948 г. на месте бывшего [[Гетто|гетто]].
 +
 
 +
С 1948 г. Рапапорт жил в Израиле, в 1959 г. переехал в США.
 +
== Еврейская тема ==
 +
 
 +
Все важнейшие произведения Рапапорта посвящены еврейской теме. В его творчестве события древней еврейской истории переплетаются с недавним прошлым.
 +
 
 +
Все его скульптуры составляют как бы единый трагический мемориал (это отчасти связано и с событиями его личной биографии: мать погибла в нацистском концлагере).
 +
 
 +
В 1951 г. Рапапорт создает памятник главе восстания в Варшавском гетто [[Анелевич, Мордехай|М. Анелевичу]], установленный в [[Киббуц|киббуце]] [[Яд-Мордехай]], в 1953 г. — монумент памяти защитников киббуца Негба, погибших в [[Война За Независимость|Войну за независимость]].
 +
== Особенности творчества ==
 +
             
 +
В своем раннем творчестве Рапапорт испытал влияние так называемого социалистического реализма и советской монументальной скульптуры. В этот период Рапапорт тяготеет к традициям академизма, в его работах сочетаются натурализм и внешняя патетика.  
 +
 
 +
Впоследствии Рапапорт старался преодолеть влияния, ограничивавшие его творческие возможности, стремился к более емким и обобщенным образам, к более строгому, но внутренне экспрессивному и пластически выразительному языку («Памятник шести миллионам погибших в Катастрофе», Филадельфия, 1962).  
 +
 
 +
Одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Рапапорта — скульптура «Иов» (установлена в мемориале [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]] в 1968 г.). Лицо и поза праведника, темпераментная лепка выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофой]].
В этот период Рапапорт повторил часть монумента в Варшаве, сделав новые отливы с его рельефов («Восстание в гетто», установлен в Яд ва-Шем в 1972 г., и «Последний путь», установлен там же в 1976 г.).
В этот период Рапапорт повторил часть монумента в Варшаве, сделав новые отливы с его рельефов («Восстание в гетто», установлен в Яд ва-Шем в 1972 г., и «Последний путь», установлен там же в 1976 г.).

Версия 17:52, 21 октября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Рапапорт (Рапопорт) Натан (Rapaport, Nathan; 1911, Варшава, – 1987, Нью-Йорк; похоронен в Петах-Тикве), скульптор-монументалист.

Биографические сведения

Родился в небогатой семье; его дед был шохетом. Рапапорт окончил городскую художественную школу, затем Варшавскую академию искусств (1936). В том же году его скульптура «Теннисистка» экспонировалась на выставке «Спорт в искусстве» в Варшаве.

После этого Рапапорта пригласили на международную выставку в Берлине, посвященную Олимпийским играм, но он отказался от участия в мероприятии нацистского режима.

На стипендию Академии жил во Франции и Италии (1936 г. и 1938 г.), где изучал искусство старых мастеров, работал в художественных студиях.

В 1939 г., после раздела Польши, оказался в Советском Союзе. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии.

Еще в России начал работу над монументом, посвященным восстанию в Варшавском гетто (см. Варшава).

В 1945 г. Рапапорт возвратился в Варшаву и осуществил свой замысел: монумент был установлен в 1948 г. на месте бывшего гетто.

С 1948 г. Рапапорт жил в Израиле, в 1959 г. переехал в США.

Еврейская тема

Все важнейшие произведения Рапапорта посвящены еврейской теме. В его творчестве события древней еврейской истории переплетаются с недавним прошлым.

Все его скульптуры составляют как бы единый трагический мемориал (это отчасти связано и с событиями его личной биографии: мать погибла в нацистском концлагере).

В 1951 г. Рапапорт создает памятник главе восстания в Варшавском гетто М. Анелевичу, установленный в киббуце Яд-Мордехай, в 1953 г. — монумент памяти защитников киббуца Негба, погибших в Войну за независимость.

Особенности творчества

В своем раннем творчестве Рапапорт испытал влияние так называемого социалистического реализма и советской монументальной скульптуры. В этот период Рапапорт тяготеет к традициям академизма, в его работах сочетаются натурализм и внешняя патетика.

Впоследствии Рапапорт старался преодолеть влияния, ограничивавшие его творческие возможности, стремился к более емким и обобщенным образам, к более строгому, но внутренне экспрессивному и пластически выразительному языку («Памятник шести миллионам погибших в Катастрофе», Филадельфия, 1962).

Одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Рапапорта — скульптура «Иов» (установлена в мемориале Яд ва-Шем в 1968 г.). Лицо и поза праведника, темпераментная лепка выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с Катастрофой.

В этот период Рапапорт повторил часть монумента в Варшаве, сделав новые отливы с его рельефов («Восстание в гетто», установлен в Яд ва-Шем в 1972 г., и «Последний путь», установлен там же в 1976 г.).

Одна из наиболее значительных работ Рапапорта — мемориал «Огненный свиток» — возведен в 1972 г. на горе Ксалон западнее Иерусалима. Две исполинские сомкнутые колонны как бы образуют свернутый свиток. Рельефы на фризах посвящены событиям еврейской истории 20 в.: Катастрофа, алия, Война за независимость, Шестидневная война, освобождение Иерусалима. Памятник удачно вписан в ландшафт: он находится на вершине горы, с которой открывается вид на Иерусалим.

Среди других поздних работ Рапапорта — группа «Борьба Иакова с ангелом» (1980, Торонто) и абстрактная композиция «Древо познания» (1969, Реховот, парк Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана).

Рапапорт создавал также станковые произведения, в том числе портреты советского дирижера Е. Мравинского и А. Рубинштейна.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАПАПОРТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация