Ройзман, Матвей
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ройзман, Матвей Давидович» в «Ройзман, Матвей») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Ройзман, Матвей Давидович''' (1896, Москва, – 1973, там же), русский писатель. | + | '''Ройзман, Матвей Давидович''' (1896, Москва, – 1973, там же), русский писатель. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Родился в состоятельной семье ремесленника, соблюдавшей еврейские традиции. В юности на Ройзмана большое влияние оказал дед, николаевский солдат из [[Кантонисты|кантонистов]], знаток [[Талмуд|Талмуда]], который познакомил его с еврейским религиозно-национальным наследием. | |
+ | Ройзман окончил в Москве коммерческое училище. | ||
+ | == Творчество == | ||
+ | === Поэт === | ||
- | С второй половины 1930-х гг. Ройзман полностью отошел от еврейской тематики. Основным в его творчестве становится детективно-приключенческий жанр: книги (сб. «Друзья, рискующие жизнью», 1943; «Волк», 1956; «Берлинская лазурь», 1961; «Вор-невидимка», 1965, и другие) и киносценарий («Дело № 306», 1956; в том же году снят кинофильм) о работе милиции и уголовного розыска. Ройзман также опубликовал литературные мемуары («Вольнодумец Есенин», 1965; «Книжная лавка. Страницы воспоминаний», 1965; «Секретные пакеты», 1969, и другие). | + | Писать стихи начал со школьной скамьи, печатался с 1918 г. (журнал «Свободный час», М.), после чего сотрудничал в различных периодических изданиях. |
+ | |||
+ | В 1920–26 гг. входил в литературную группу имажинистов, принимал активное участие в работе Всероссийского союза поэтов, «Литературного особняка» и других обществ, печатался в сборниках «Конский сад», «Имажинисты» (1921–25), в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–24) и в других изданиях имажинистов. | ||
+ | |||
+ | Выпустил сборники авангардистских стихов совместно с одним из лидеров и теоретиков группы В. Шершеневичем («Красный алкоголь», М., 1921; «Мы чем каемся», М., 1922). | ||
+ | |||
+ | Лирика Ройзмана — сборники «Хевронское вино» (М., 1923; поэмы «Кол Нидрей», «Пасха», «Сад», «Новый год») и «Пальма» (М., 1925), подборка стихотворений в сборнике «Имажинисты 1925» и другие произведения — отдает дань имажинистской цветистости метафор, сравнений и образов, в то же время это типичный образец русско-еврейской поэзии (см. [[Русско-Еврейская Литература|Русско-еврейская литература]]), с ее обязательными мотивами и образами из Библии и Талмуда, палестинофильством, обилием гебраизмов и идишизмов, ностальгическим обращением к еврейской обрядности и литургии, связями между современностью и событиями истории еврейского народа. | ||
+ | |||
+ | Наряду с этими несколько высокопарными стихами у Ройзмана встречаются и конкретные картинки быта еврейских ремесленников (песни портных, сапожников). | ||
+ | === Переводчик === | ||
+ | |||
+ | В этот период Ройзман также занимался переводами поэзии с [[Идиш Язык|идиш]]. | ||
+ | === Писатель === | ||
+ | ==== Еврейская тематика ==== | ||
+ | |||
+ | С середины 1920-х гг. перешел к прозе. Первый его роман «Минус шесть» (М., 1928, 2-е доп. изд. — 1930) сатирически изображал еврейскую буржуазию, приспосо­бив­шуюся к условиям нэпа, и показывал ее неминуемый крах. | ||
+ | |||
+ | Выполняя «социальный заказ» и зная изнутри описываемое общество, Ройзман с сарказмом разоблачает его, делая упор на его цинизм, религиозное ханжество, национализм и ограниченность, создает крайне гротескную картину жизни разгромленной (в конце романа героя с семьей высылают из Москвы) новой еврейской буржуазии. | ||
+ | |||
+ | Во время развернувшейся в конце 1920-х — начале 1930-х гг. кампании против антисемитизма в некоторых публикациях Ройзмана даже обвиняли в юдофобии. | ||
+ | |||
+ | Следующие книги Ройзмана — это, по сути, публицистические иллюстрации к очередным лозунгам коммунистической партии по еврейскому вопросу. | ||
+ | |||
+ | Таковы сборники очерков из цикла «Соседи пана Пилсудского» — «Хорошие знакомые» и «Золотые руки» (оба — М., 1931), посвященные перевоспитанию и так называемой продуктивизации трудового еврейского населения. | ||
+ | |||
+ | Роман «Эти господа» (М., 1932; предисловие [[Ларин, Юрий|Ю. Ларина]]) повествует о создании еврейских земледельческих поселений в Крыму, проблемах коллективизации, а также о проявлениях антисемитизма не только на бытовом уровне, но и в партийно-бюрократической среде (из-за этого официальная критика сразу же заговорила «о пережитках национализма в мировоззрении Ройзмана «). | ||
+ | |||
+ | В романе «Граница» (1935) рассказывается о жизни и классовой борьбе в приграничном смешанном еврейско-белорусском промколхозе. | ||
+ | ==== Детективно-приключенческий жанр ==== | ||
+ | |||
+ | С второй половины 1930-х гг. Ройзман полностью отошел от еврейской тематики. Основным в его творчестве становится детективно-приключенческий жанр: книги (сб. «Друзья, рискующие жизнью», 1943; «Волк», 1956; «Берлинская лазурь», 1961; «Вор-невидимка», 1965, и другие) и киносценарий («Дело № 306», 1956; в том же году снят кинофильм) о работе милиции и уголовного розыска. | ||
+ | ==== Литературные мемуары ==== | ||
+ | Ройзман также опубликовал литературные мемуары («Вольнодумец Есенин», 1965; «Книжная лавка. Страницы воспоминаний», 1965; «Секретные пакеты», 1969, и другие). | ||
{{ElevenCopyRight|13568|РОЙЗМАН Матвей Давидович}} | {{ElevenCopyRight|13568|РОЙЗМАН Матвей Давидович}} |
Версия 09:05, 21 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Ройзман, Матвей Давидович (1896, Москва, – 1973, там же), русский писатель.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в состоятельной семье ремесленника, соблюдавшей еврейские традиции. В юности на Ройзмана большое влияние оказал дед, николаевский солдат из кантонистов, знаток Талмуда, который познакомил его с еврейским религиозно-национальным наследием. Ройзман окончил в Москве коммерческое училище.
Творчество
Поэт
Писать стихи начал со школьной скамьи, печатался с 1918 г. (журнал «Свободный час», М.), после чего сотрудничал в различных периодических изданиях.
В 1920–26 гг. входил в литературную группу имажинистов, принимал активное участие в работе Всероссийского союза поэтов, «Литературного особняка» и других обществ, печатался в сборниках «Конский сад», «Имажинисты» (1921–25), в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–24) и в других изданиях имажинистов.
Выпустил сборники авангардистских стихов совместно с одним из лидеров и теоретиков группы В. Шершеневичем («Красный алкоголь», М., 1921; «Мы чем каемся», М., 1922).
Лирика Ройзмана — сборники «Хевронское вино» (М., 1923; поэмы «Кол Нидрей», «Пасха», «Сад», «Новый год») и «Пальма» (М., 1925), подборка стихотворений в сборнике «Имажинисты 1925» и другие произведения — отдает дань имажинистской цветистости метафор, сравнений и образов, в то же время это типичный образец русско-еврейской поэзии (см. Русско-еврейская литература), с ее обязательными мотивами и образами из Библии и Талмуда, палестинофильством, обилием гебраизмов и идишизмов, ностальгическим обращением к еврейской обрядности и литургии, связями между современностью и событиями истории еврейского народа.
Наряду с этими несколько высокопарными стихами у Ройзмана встречаются и конкретные картинки быта еврейских ремесленников (песни портных, сапожников).
Переводчик
В этот период Ройзман также занимался переводами поэзии с идиш.
Писатель
Еврейская тематика
С середины 1920-х гг. перешел к прозе. Первый его роман «Минус шесть» (М., 1928, 2-е доп. изд. — 1930) сатирически изображал еврейскую буржуазию, приспособившуюся к условиям нэпа, и показывал ее неминуемый крах.
Выполняя «социальный заказ» и зная изнутри описываемое общество, Ройзман с сарказмом разоблачает его, делая упор на его цинизм, религиозное ханжество, национализм и ограниченность, создает крайне гротескную картину жизни разгромленной (в конце романа героя с семьей высылают из Москвы) новой еврейской буржуазии.
Во время развернувшейся в конце 1920-х — начале 1930-х гг. кампании против антисемитизма в некоторых публикациях Ройзмана даже обвиняли в юдофобии.
Следующие книги Ройзмана — это, по сути, публицистические иллюстрации к очередным лозунгам коммунистической партии по еврейскому вопросу.
Таковы сборники очерков из цикла «Соседи пана Пилсудского» — «Хорошие знакомые» и «Золотые руки» (оба — М., 1931), посвященные перевоспитанию и так называемой продуктивизации трудового еврейского населения.
Роман «Эти господа» (М., 1932; предисловие Ю. Ларина) повествует о создании еврейских земледельческих поселений в Крыму, проблемах коллективизации, а также о проявлениях антисемитизма не только на бытовом уровне, но и в партийно-бюрократической среде (из-за этого официальная критика сразу же заговорила «о пережитках национализма в мировоззрении Ройзмана «).
В романе «Граница» (1935) рассказывается о жизни и классовой борьбе в приграничном смешанном еврейско-белорусском промколхозе.
Детективно-приключенческий жанр
С второй половины 1930-х гг. Ройзман полностью отошел от еврейской тематики. Основным в его творчестве становится детективно-приключенческий жанр: книги (сб. «Друзья, рискующие жизнью», 1943; «Волк», 1956; «Берлинская лазурь», 1961; «Вор-невидимка», 1965, и другие) и киносценарий («Дело № 306», 1956; в том же году снят кинофильм) о работе милиции и уголовного розыска.
Литературные мемуары
Ройзман также опубликовал литературные мемуары («Вольнодумец Есенин», 1965; «Книжная лавка. Страницы воспоминаний», 1965; «Секретные пакеты», 1969, и другие).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОЙЗМАН Матвей Давидович в ЭЕЭ