Португалов, Вениамин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Медицина» с помощью HotCat) |
||
Строка 72: | Строка 72: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Медицина]] |
Версия 20:53, 11 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Португалов, Вениамин Осипович (1835, Полтава, – 1896, Самара), русский врач и публицист.
Содержание |
Португалов, Вениамин
Биографические сведения
Родился в зажиточной еврейской купеческой семье. Учился на медицинских факультетах Харьковского и Киевского университетов.
За участие в студенческих волнениях был исключен. В 1860 г. окончил медицинский факультет Казанского университета.
Начал врачебную деятельность в Полтавской губернии. За участие в нелегальных революционных кружках и распространение «малороссийской пропаганды» был в 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Пермскую губернию, где служил врачом в разных поселениях.
В 1871 г. ему разрешили жить в Самаре. Здесь Португалов работал до конца жизни. Активно участвовал во всех просветительных и благотворительных начинаниях (например, организовал народные чтения в Самарском городском театре).
Развитие земской медицины
Португалов сыграл выдающуюся роль в развитии земской медицины и санитарного дела (первым выдвинул идею специальной подготовки санитарных врачей).
Он был одним из пионеров лечения алкоголизма и борьбы с ним в России (выпустил брошюры: «Пьянство — пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и другие).
Публицист
В публицистической (свыше двухсот статей и монографий) и практической деятельности Португалов следовал идеям народничества.
Отношение к еврейской проблематике
По еврейскому вопросу Португалов придерживался крайне ассимиляторских (см. Ассимиляция) взглядов.
Еще в молодости он проникся народническими представлениями о губительной роли евреев в хозяйственной жизни российского крестьянства.
Эти представления легли в основу догматов иудеохристианского движения 1880-х гг. (Духовно-библейское братство, см. Я. Гордин, Новый Израиль), одним из видных участников которого стал Португалов.
В еврейских погромах 1880-х гг. Португалов видел выражение протеста крестьян и городской бедноты против социальной несправедливости, а решение еврейского вопроса считал возможным при осуществлении социально-религиозной реформы быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядности (точнее, на началах русского сектантства).
По мнению Португалова, еврейство может существовать и развивать культуру и цивилизацию, лишь растворившись в европейских народах (подразумевался русский).
Португалов призывал правительство бороться с еврейским ритуалом; в «Судебной газете» (1894) он требовал репрессий со стороны властей против обрезания, халицы (см. Левиратный брак и халица), шхиты (см. Убой ритуальный) и других еврейских обрядов.
Его желание преобразовать на сектантский лад еврейскую жизнь, о которой он имел весьма смутное представление, вызвало отрицательную реакцию еврейской общественности, отразившуюся в полемике в русско-еврейской периодической печати.
Сыновья Португалова
Осип
Осип (1866–?), писатель-мемуарист, присяжный поверенный; Виктор (1873–1930), публицист (основной псевдоним Маловер Ф.; с ним полемизировал В. Ленин), деятель конституционно-демократической партии; после октябрьского переворота в эмиграции, входил в организованный Б. Савинковым Народный союз защиты родины и свободы.
Юлий
Юлий (1876–?), психолог, публицист; Михаил (1879–1927), историк литературы, директор Государственного литературного музея И. Тургенева в Орле.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОРТУГАЛОВ Вениамин Осипович в ЭЕЭ