Португалов, Вениамин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Португалов, Вениамин Осипович''' (1835, Полтава, – 1896, Самара), русский врач и публицист. Родился в зажиточной еврейской купеческой семье. Учился на медицинских факультетах Харьковского и Киевского университетов. За участие в студенческих волнениях был исключен. В 1860 г. окончил медицинский факультет Казанского университета. Начал врачебную деятельность в Полтавской губернии. За участие в нелегальных революционных кружках и распространение «малороссийской пропаганды» был в 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Пермскую губернию, где служил врачом в разных поселениях. В 1871 г. ему разрешили жить в [[Самара|Самаре]]. Здесь Португалов работал до конца жизни. Активно участвовал во всех просветительных и благотворительных начинаниях (например, организовал народные чтения в Самарском городском театре). Португалов сыграл выдающуюся роль в развитии земской медицины и санитарного дела (первым выдвинул идею специальной подготовки санитарных врачей). В публицистической (свыше двухсот статей и монографий) и практической деятельности Португалов следовал идеям народничества. Он был одним из пионеров лечения алкоголизма и борьбы с ним в России (выпустил брошюры: «Пьянство — пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и другие).
+
'''Португалов, Вениамин Осипович''' (1835, Полтава, – 1896, Самара), русский врач и публицист.  
-
По еврейскому вопросу Португалов придерживался крайне ассимиляторских (см. [[Ассимиляция]]) взглядов. Еще в молодости он проникся народническими представлениями о губительной роли евреев в хозяйственной жизни российского крестьянства. Эти представления легли в основу догматов иудеохристианского движения 1880-х гг. (Духовно-библейское братство, см. [[Гордин Яаков|Я. Гордин]], [[Новый Израиль]]), одним из видных участников которого стал Португалов. В еврейских [[Погромы|погромах]] 1880-х гг. Португалов видел выражение протеста крестьян и городской бедноты против социальной несправедливости, а решение еврейского вопроса считал возможным при осуществлении социально-религиозной реформы быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядности (точнее, на началах русского сектантства). По мнению Португалова, еврейство может существовать и развивать культуру и цивилизацию, лишь растворившись в европейских народах (подразумевался русский). Португалов призывал правительство бороться с еврейским ритуалом; в «Судебной газете» (1894) он требовал репрессий со стороны властей против [[Обрезание|обрезания]], халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]), шхиты (см. [[Убой Ритуальный|Убой ритуальный]]) и других еврейских обрядов. Его желание преобразовать на сектантский лад еврейскую жизнь, о которой он имел весьма смутное представление, вызвало отрицательную реакцию еврейской общественности, отразившуюся в полемике в русско-еврейской периодической печати.
+
== Португалов, Вениамин Осипович ==
 +
=== Биографические сведения ===
-
Сыновья Португалова: Осип (1866–?), писатель-мемуарист, присяжный поверенный; Виктор (1873–1930), публицист (основной псевдоним Маловер Ф.; с ним полемизировал [[Ленин|В. Ленин]]), деятель конституционно-демократической партии; после октябрьского переворота в эмиграции, входил в организованный Б. Савинковым Народный союз защиты родины и свободы; Юлий (1876–?), психолог, публицист; Михаил (1879–1927), историк литературы, директор Государственного литературного музея И. Тургенева в Орле.
+
Родился в зажиточной еврейской купеческой семье. Учился на медицинских факультетах Харьковского и Киевского университетов.  
-
{{ElevenCopyRight|13288|ПОРТУГАЛОВ Вениамин Осипович}}
+
За участие в студенческих волнениях был исключен. В 1860 г. окончил медицинский факультет Казанского университета.
 +
Начал врачебную деятельность в Полтавской губернии. За участие в нелегальных революционных кружках и распространение «малороссийской пропаганды» был в 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Пермскую губернию, где служил врачом в разных поселениях.
-
[[Категория:Евреи в Рос.Имп. - Светская культура]]
+
В 1871 г. ему разрешили жить в [[Самара|Самаре]]. Здесь Португалов работал до конца жизни. Активно участвовал во всех просветительных и благотворительных начинаниях (например, организовал народные чтения в Самарском городском театре).
 +
 
 +
Португалов сыграл выдающуюся роль в развитии земской медицины и санитарного дела (первым выдвинул идею специальной подготовки санитарных врачей).
 +
 
 +
В публицистической (свыше двухсот статей и монографий) и практической деятельности Португалов следовал идеям народничества. Он был одним из пионеров лечения алкоголизма и борьбы с ним в России (выпустил брошюры: «Пьянство — пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и другие).
 +
 
 +
По еврейскому вопросу Португалов придерживался крайне ассимиляторских (см. [[Ассимиляция]]) взглядов.
 +
 
 +
Еще в молодости он проникся народническими представлениями о губительной роли евреев в хозяйственной жизни российского крестьянства.  
 +
 
 +
Эти представления легли в основу догматов иудеохристианского движения 1880-х гг. (Духовно-библейское братство, см. [[Гордин Яаков|Я. Гордин]], [[Новый Израиль]]), одним из видных участников которого стал Португалов.
 +
 
 +
В еврейских [[Погромы|погромах]] 1880-х гг. Португалов видел выражение протеста крестьян и городской бедноты против социальной несправедливости, а решение еврейского вопроса считал возможным при осуществлении социально-религиозной реформы быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядности (точнее, на началах русского сектантства).
 +
 
 +
По мнению Португалова, еврейство может существовать и развивать культуру и цивилизацию, лишь растворившись в европейских народах (подразумевался русский).
 +
 
 +
Португалов призывал правительство бороться с еврейским ритуалом; в «Судебной газете» (1894) он требовал репрессий со стороны властей против [[Обрезание|обрезания]], халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]), шхиты (см. [[Убой Ритуальный|Убой ритуальный]]) и других еврейских обрядов.
 +
 
 +
Его желание преобразовать на сектантский лад еврейскую жизнь, о которой он имел весьма смутное представление, вызвало отрицательную реакцию еврейской общественности, отразившуюся в полемике в русско-еврейской периодической печати.
 +
== Сыновья Португалова ==
 +
=== Осип ===
 +
 
 +
Осип (1866–?), писатель-мемуарист, присяжный поверенный; Виктор (1873–1930), публицист (основной псевдоним Маловер Ф.; с ним полемизировал [[Ленин|В. Ленин]]), деятель конституционно-демократической партии; после октябрьского переворота в эмиграции, входил в организованный Б. Савинковым Народный союз защиты родины и свободы.
 +
=== Юлий ===
 +
 
 +
Юлий (1876–?), психолог, публицист; Михаил (1879–1927), историк литературы, директор Государственного литературного музея И. Тургенева в Орле.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13288|ПОРТУГАЛОВ Вениамин Осипович}}

Версия 20:07, 11 октября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Португалов, Вениамин Осипович (1835, Полтава, – 1896, Самара), русский врач и публицист.

Содержание

Португалов, Вениамин Осипович

Биографические сведения

Родился в зажиточной еврейской купеческой семье. Учился на медицинских факультетах Харьковского и Киевского университетов.

За участие в студенческих волнениях был исключен. В 1860 г. окончил медицинский факультет Казанского университета.

Начал врачебную деятельность в Полтавской губернии. За участие в нелегальных революционных кружках и распространение «малороссийской пропаганды» был в 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Пермскую губернию, где служил врачом в разных поселениях.

В 1871 г. ему разрешили жить в Самаре. Здесь Португалов работал до конца жизни. Активно участвовал во всех просветительных и благотворительных начинаниях (например, организовал народные чтения в Самарском городском театре).

Португалов сыграл выдающуюся роль в развитии земской медицины и санитарного дела (первым выдвинул идею специальной подготовки санитарных врачей).

В публицистической (свыше двухсот статей и монографий) и практической деятельности Португалов следовал идеям народничества. Он был одним из пионеров лечения алкоголизма и борьбы с ним в России (выпустил брошюры: «Пьянство — пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и другие).

По еврейскому вопросу Португалов придерживался крайне ассимиляторских (см. Ассимиляция) взглядов.

Еще в молодости он проникся народническими представлениями о губительной роли евреев в хозяйственной жизни российского крестьянства.

Эти представления легли в основу догматов иудеохристианского движения 1880-х гг. (Духовно-библейское братство, см. Я. Гордин, Новый Израиль), одним из видных участников которого стал Португалов.

В еврейских погромах 1880-х гг. Португалов видел выражение протеста крестьян и городской бедноты против социальной несправедливости, а решение еврейского вопроса считал возможным при осуществлении социально-религиозной реформы быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядности (точнее, на началах русского сектантства).

По мнению Португалова, еврейство может существовать и развивать культуру и цивилизацию, лишь растворившись в европейских народах (подразумевался русский).

Португалов призывал правительство бороться с еврейским ритуалом; в «Судебной газете» (1894) он требовал репрессий со стороны властей против обрезания, халицы (см. Левиратный брак и халица), шхиты (см. Убой ритуальный) и других еврейских обрядов.

Его желание преобразовать на сектантский лад еврейскую жизнь, о которой он имел весьма смутное представление, вызвало отрицательную реакцию еврейской общественности, отразившуюся в полемике в русско-еврейской периодической печати.

Сыновья Португалова

Осип

Осип (1866–?), писатель-мемуарист, присяжный поверенный; Виктор (1873–1930), публицист (основной псевдоним Маловер Ф.; с ним полемизировал В. Ленин), деятель конституционно-демократической партии; после октябрьского переворота в эмиграции, входил в организованный Б. Савинковым Народный союз защиты родины и свободы.

Юлий

Юлий (1876–?), психолог, публицист; Михаил (1879–1927), историк литературы, директор Государственного литературного музея И. Тургенева в Орле.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОРТУГАЛОВ Вениамин Осипович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация