Проклятие - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Проклятие» в «Проклятие - трактовка в еврейской традиции») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Проклятие''' (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меэра; קְלָלָה, клала; в [[Талмуд|Талмуде]] арамейское לְטוּתָא, летута). В Библии | + | '''Проклятие''' (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меэра; קְלָלָה, клала; в [[Талмуд|Талмуде]] арамейское לְטוּתָא, летута). |
+ | == В Библии == | ||
- | В [[Талмуд|Талмуде]] неоднократно говорится о силе проклятия, — будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятия или даже проклятие взглядом. [[Аггада]] предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию. Так, царь Грара Авимелех проклял [[Сарра|Сарру]], и это проклятия осуществилось (БК. 93а), [[Лаван]] проклял свою дочь [[Рахиль]], и она умерла молодой (Быт. Р. 93:5). Незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, однако проклятие, произнесенное законоучителем, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Бр. 56а). В принципе, законоучители порицали проклятие и прибегали к нему как к крайнему средству против отступников, нарушителей традиции и т. п. Например, рабби [[Иоханан Бен Заккай|Иоханан бен Заккай]] проклял своего ученика за высказанное им неверие в [[Олам hа-Ба|олам hа-ба]] (ББ. 75а). Тем не менее, и в этих случаях предпочтительно воздержаться от проклятия. | + | В Библии наряду с элементами веры в сверхъестественную силу проклятия (например, Пс. 109 [в русском переводе 108]: 17–18) присутствует мысль, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом, а если несправедливо, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия (Быт. 12:3; Пр. 26:2). |
+ | |||
+ | Проклятие сопровождало объявление [[Наказание|наказания]] (Быт. 3:14, 17; 4:11), подтверждало угрозу (Иер. 11:3; 17:5; Мал. 1:14) и т. п. | ||
+ | |||
+ | Проклятие составляло неотъемлемую часть договоров на Ближнем Востоке, в частности, договоров вассального типа, грозивших карами нарушителю. | ||
+ | |||
+ | [[Завет]] между Богом и народом Израиля построен именно как вассальный договор, в котором Бог выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Богу; за нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные проклятия — так называемые тохеха (Втор. 27:15–26; 28:15–68). | ||
+ | |||
+ | В Библии проклятия часто сопровождаются примерами тех, кто был наказан Богом (Иер. 29:22, ср. II Ц. 22:19; Иер. 24:9; 25:18 и др.). | ||
+ | |||
+ | Проклинать Бога, власти и родителей (Исх. 21:17; 22:27 [в русском переводе 22:28]; Лев. 20:9 и др.) — тягчайшее преступление; предосудительно проклинать глухого (Лев. 19:14). | ||
+ | == В Талмуде == | ||
+ | |||
+ | В [[Талмуд|Талмуде]] неоднократно говорится о силе проклятия, — будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятия или даже проклятие взглядом. | ||
+ | |||
+ | [[Аггада]] предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию. Так, царь Грара Авимелех проклял [[Сарра|Сарру]], и это проклятия осуществилось (БК. 93а), [[Лаван]] проклял свою дочь [[Рахиль]], и она умерла молодой (Быт. Р. 93:5). Незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, однако проклятие, произнесенное законоучителем, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Бр. 56а). В принципе, законоучители порицали проклятие и прибегали к нему как к крайнему средству против отступников, нарушителей традиции и т. п. Например, рабби [[Иоханан Бен Заккай|Иоханан бен Заккай]] проклял своего ученика за высказанное им неверие в [[Олам hа-Ба|олам hа-ба]] (ББ. 75а). Тем не менее, и в этих случаях предпочтительно воздержаться от проклятия. | ||
Опасение проклятия, произнесенного даже без умысла, породило обычай читать в синагоге тохеха (см. выше) вполголоса. Особо благочестивые раввины добровольно берут на себя чтение тохеха, чтобы избавить других от выполнения этой неприятной обязанности (см. [[Воздаяние]]). | Опасение проклятия, произнесенного даже без умысла, породило обычай читать в синагоге тохеха (см. выше) вполголоса. Особо благочестивые раввины добровольно берут на себя чтение тохеха, чтобы избавить других от выполнения этой неприятной обязанности (см. [[Воздаяние]]). |
Версия 16:01, 11 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Проклятие (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меэра; קְלָלָה, клала; в Талмуде арамейское לְטוּתָא, летута).
В Библии
В Библии наряду с элементами веры в сверхъестественную силу проклятия (например, Пс. 109 [в русском переводе 108]: 17–18) присутствует мысль, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом, а если несправедливо, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия (Быт. 12:3; Пр. 26:2).
Проклятие сопровождало объявление наказания (Быт. 3:14, 17; 4:11), подтверждало угрозу (Иер. 11:3; 17:5; Мал. 1:14) и т. п.
Проклятие составляло неотъемлемую часть договоров на Ближнем Востоке, в частности, договоров вассального типа, грозивших карами нарушителю.
Завет между Богом и народом Израиля построен именно как вассальный договор, в котором Бог выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Богу; за нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные проклятия — так называемые тохеха (Втор. 27:15–26; 28:15–68).
В Библии проклятия часто сопровождаются примерами тех, кто был наказан Богом (Иер. 29:22, ср. II Ц. 22:19; Иер. 24:9; 25:18 и др.).
Проклинать Бога, власти и родителей (Исх. 21:17; 22:27 [в русском переводе 22:28]; Лев. 20:9 и др.) — тягчайшее преступление; предосудительно проклинать глухого (Лев. 19:14).
В Талмуде
В Талмуде неоднократно говорится о силе проклятия, — будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятия или даже проклятие взглядом.
Аггада предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию. Так, царь Грара Авимелех проклял Сарру, и это проклятия осуществилось (БК. 93а), Лаван проклял свою дочь Рахиль, и она умерла молодой (Быт. Р. 93:5). Незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, однако проклятие, произнесенное законоучителем, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Бр. 56а). В принципе, законоучители порицали проклятие и прибегали к нему как к крайнему средству против отступников, нарушителей традиции и т. п. Например, рабби Иоханан бен Заккай проклял своего ученика за высказанное им неверие в олам hа-ба (ББ. 75а). Тем не менее, и в этих случаях предпочтительно воздержаться от проклятия.
Опасение проклятия, произнесенного даже без умысла, породило обычай читать в синагоге тохеха (см. выше) вполголоса. Особо благочестивые раввины добровольно берут на себя чтение тохеха, чтобы избавить других от выполнения этой неприятной обязанности (см. Воздаяние).
В еврейской культуре, как и во всех других культурах, проклятие тесно связано с народным фольклором и потому испытывало влияние фольклора тех народов, среди которых жили евреи.