Ифтах (Иеффай)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
(консолидация) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}}{{нет карточки}} | }}{{нет карточки}} | ||
[[Файл:Sud11 34-35.jpg|thumb|]] | [[Файл:Sud11 34-35.jpg|thumb|]] | ||
- | ''' | + | '''Ифта́х'''({{lang-he|יִפְתָּח}}, в русской традиции '''Иеффай''') — в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] военачальник и девятый из [[Судьи_израильские#.D0.A1.D0.BF.D0.B8.D1.81.D0.BE.D0.BA_.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.B5.D0.B9_.D0.98.D0.B7.D1.80.D0.B0.D0.B8.D0.BB.D1.8F|судей израильских]]<ref>{{книга|автор = Мешков З.|часть = |заглавие = Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) |оригинал = שופטים|ссылка = |ответственный = перевод и редакция З. Мешкова |издание = |место = Иерусалим-Киев|издательство = «Бней Давид»|год = 2006|том = |страницы = |страниц = 306|серия = Первые пророки|isbn = |тираж =}}</ref>, победитель [[аммон]]итян. Время его деятельности — X век до н. э. |
- | + | == Биография Ифтаха == | |
+ | Ифтах был сыном некоего Гилада от блудницы. Изгнанный законными сыновьями из отчего дома, Ифтах стал во главе шайки «праздных людей» (Суд. 11:3). | ||
- | == Принесение в жертву дочери Иеффая == | + | История Ифтаха отражает выдвижение лидеров нового типа, не связанных с патриархально-племенным руководством. Ифтах— лишенный удела в своем клане изгой, глава вооруженной шайки (подобно [[Давид|Давиду]]), к которому в трудную минуту вынуждены обратиться старейшины. Поэтому своим выдвижением Ифтах обязан не помазанию пророка или возложенной на него Богом миссии, а соглашению с племенными вождями. |
+ | |||
+ | Светский характер приобретения власти вызвал необходимость Божественных санкций: чтобы сделать Бога стороной заключаемого договора о передаче власти, Ифтах дает свой обет (см. ниже). | ||
+ | |||
+ | Ифтах был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в [[Книга Судей Израилевых|Книге Судей]] (гл. 11 и 12). | ||
+ | |||
+ | Существует предположение, что в первоначальной традиции Ифтаху приписывалась также победа над [[моав]]итским войском. | ||
+ | === Принесение в жертву дочери Иеффая === | ||
[[Файл:Giovanni Antonio Pellegrini 001.jpg|thumb|left|Возвращение Иеффая, [[Джиованни Антонио Пеллегрини]]]] | [[Файл:Giovanni Antonio Pellegrini 001.jpg|thumb|left|Возвращение Иеффая, [[Джиованни Антонио Пеллегрини]]]] | ||
[[Файл:Thomas Buchanan Read Jephthah’s Daughter.jpg|left|thumb|Дочь Иеффая ([[Рид, Томас Бьюкенен|Томас Бьюкенен Рид]], 1858).]] | [[Файл:Thomas Buchanan Read Jephthah’s Daughter.jpg|left|thumb|Дочь Иеффая ([[Рид, Томас Бьюкенен|Томас Бьюкенен Рид]], 1858).]] | ||
- | Когда | + | Когда аммонитяне напали на израильтян, старейшины Гилада призвали Ифтаха возглавить сопротивление, и тот согласился при условии, что в случае победы станет во главе Израиля (Суд. 11:1–11). После неудачной попытки решить конфликт с аммонитянами дипломатическим путем, убедив их, что Израиль по праву владеет землями, на которые аммонитяне предъявили претензии (Суд. 11:12–28), Ифтах нанес противнику сокрушительное поражение. |
- | {{ВЗ|И дал | + | {{ВЗ|И дал Ифтах [[обет]] Господу, и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то да будет: выходящий из дверей дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром от Аммонитян, да будет он Господу, и вознесу это во всесожжение.|Суд|11:30|,31}} |
- | + | К великому горю Ифтаха, навстречу ему вышла с приветствием его единственная дочь. Дочь Ифтаха беспрекословно подчинилась своей судьбе, выговорив лишь разрешение на два месяца удалиться в горы, чтобы там {{ВЗ|оплакать свое девство с подругами... По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Ифтаха Гиладского четыре дня в году.|Суд|11:37|40}} | |
- | + | История жертвоприношения дочери Ифтаха носит выраженный фольклорный характер и не может служить основанием для заключения, что человеческие жертвоприношения в Древнем Израиле были нормой. | |
- | + | В некоторых библейских комментариях обет интерпретируется как обет девственности. Также полагают, что дочь Ифтаха была посвящена на служение [[скиния|скинии]]. | |
- | + | ||
- | + | ||
== В художественной литературе == | == В художественной литературе == | ||
- | * [[Данте Алигьери]] упомянул | + | * [[Данте Алигьери]] упомянул Ифтаха в разделе «[[Рай (Божественная комедия)|Рай]]» в [[Божественная комедия|«Божественной комедии»]]. |
- | * [[Лион Фейхтвангер]] по мотивам сюжета написал роман | + | * [[Лион Фейхтвангер]] по мотивам сюжета написал роман «Ифтах и его дочь». |
- | * [[Таксиль, Лео|Лео Таксиль]] по-свому рассказал историю | + | * [[Таксиль, Лео|Лео Таксиль]] по-свому рассказал историю Ифтаха в одной из глав [[Забавная Библия|Забавной Библии]]. |
- | * [[Джордж Байрон]] написал стихотворение «Дочь | + | * [[Джордж Байрон]] написал стихотворение «Дочь Ифтаха» |
- | * [[Шекспир, Уильям|У. Шекспир]] упомянул | + | * [[Шекспир, Уильям|У. Шекспир]] упомянул Ифтаха в пьесе «[[Гамлет, принц датский|Гамлет]]» |
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 46: | Строка 52: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
{{commonscat|Jephthah}} | {{commonscat|Jephthah}} | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|11886|ИФТАХ}} | |
* [http://www.jba.gr/rus/jbadec06b_ru.htm Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31] | * [http://www.jba.gr/rus/jbadec06b_ru.htm Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31] | ||
* [http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_10029.html Иеффай] | * [http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_10029.html Иеффай] | ||
Строка 54: | Строка 60: | ||
{{ЭСБЕ}} | {{ЭСБЕ}} | ||
- | + | <!-- [[ca:Jeftè]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ca:Jeftè]] | + | |
[[de:Jiftach]] | [[de:Jiftach]] | ||
[[el:Ιεφθάε]] | [[el:Ιεφθάε]] | ||
Строка 78: | Строка 76: | ||
[[pl:Jefte]] | [[pl:Jefte]] | ||
[[pt:Jefté]] | [[pt:Jefté]] | ||
- | [[sv:Jefta]] | + | [[sv:Jefta]] --> |
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] |
Версия 21:17, 8 октября 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Ифта́х(ивр. יִפְתָּח, в русской традиции Иеффай) — в Ветхом Завете военачальник и девятый из судей израильских[1], победитель аммонитян. Время его деятельности — X век до н. э.
Содержание |
Биография Ифтаха
Ифтах был сыном некоего Гилада от блудницы. Изгнанный законными сыновьями из отчего дома, Ифтах стал во главе шайки «праздных людей» (Суд. 11:3).
История Ифтаха отражает выдвижение лидеров нового типа, не связанных с патриархально-племенным руководством. Ифтах— лишенный удела в своем клане изгой, глава вооруженной шайки (подобно Давиду), к которому в трудную минуту вынуждены обратиться старейшины. Поэтому своим выдвижением Ифтах обязан не помазанию пророка или возложенной на него Богом миссии, а соглашению с племенными вождями.
Светский характер приобретения власти вызвал необходимость Божественных санкций: чтобы сделать Бога стороной заключаемого договора о передаче власти, Ифтах дает свой обет (см. ниже).
Ифтах был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в Книге Судей (гл. 11 и 12).
Существует предположение, что в первоначальной традиции Ифтаху приписывалась также победа над моавитским войском.
Принесение в жертву дочери Иеффая
Когда аммонитяне напали на израильтян, старейшины Гилада призвали Ифтаха возглавить сопротивление, и тот согласился при условии, что в случае победы станет во главе Израиля (Суд. 11:1–11). После неудачной попытки решить конфликт с аммонитянами дипломатическим путем, убедив их, что Израиль по праву владеет землями, на которые аммонитяне предъявили претензии (Суд. 11:12–28), Ифтах нанес противнику сокрушительное поражение.
К великому горю Ифтаха, навстречу ему вышла с приветствием его единственная дочь. Дочь Ифтаха беспрекословно подчинилась своей судьбе, выговорив лишь разрешение на два месяца удалиться в горы, чтобы там
История жертвоприношения дочери Ифтаха носит выраженный фольклорный характер и не может служить основанием для заключения, что человеческие жертвоприношения в Древнем Израиле были нормой.
В некоторых библейских комментариях обет интерпретируется как обет девственности. Также полагают, что дочь Ифтаха была посвящена на служение скинии.
В художественной литературе
- Данте Алигьери упомянул Ифтаха в разделе «Рай» в «Божественной комедии».
- Лион Фейхтвангер по мотивам сюжета написал роман «Ифтах и его дочь».
- Лео Таксиль по-свому рассказал историю Ифтаха в одной из глав Забавной Библии.
- Джордж Байрон написал стихотворение «Дочь Ифтаха»
- У. Шекспир упомянул Ифтаха в пьесе «Гамлет»
См. также
- Шибболет
Примечания
- ↑ Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / перевод и редакция З. Мешкова. — Иерусалим-Киев: «Бней Давид», 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
Ссылки
Ифтах (Иеффай) на Викискладе? |
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|