Пумбедита (древний город в Вавилонии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Пумбедита» в «Пумбедита (древний город в Ираке)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
'''Пумбедита''' (פּוּמְבְּדִיתָא, также פּוּמְפְּדִיתָא, Пумпедита), древний город на реке Евфрат (предположительно, в среднем течении), место одной из главных [[Иешива|иешив]] (академий) [[Вавилония|Вавилонии]]. | '''Пумбедита''' (פּוּמְבְּדִיתָא, также פּוּמְפְּדִיתָא, Пумпедита), древний город на реке Евфрат (предположительно, в среднем течении), место одной из главных [[Иешива|иешив]] (академий) [[Вавилония|Вавилонии]]. | ||
- | Город стоял возле двух из серии каналов, соединявших Евфрат с Тигром, — Шунвата и Нехар-Паппа (Гит. 60б; Иома 77б; толкование названия «Пумбедита» как «устье канала» не доказано) вблизи важного караванного пути, ведшего в Сирию | + | Город стоял возле двух из серии каналов, соединявших Евфрат с Тигром, — Шунвата и Нехар-Паппа (Гит. 60б; Иома 77б; толкование названия «Пумбедита» как «устье канала» не доказано) вблизи важного караванного пути, ведшего в Сирию. |
- | Иешива Пумбедиты (и [[Бет-Дин|бет-дин]] при ней) была основана в 259 г. группой ученых во главе с аморой (см. [[Амораи]]) Иехудой бар Иехезкелем, учеником [[Рава]] и [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэля Ярхинаа]], бежавшей из города [[Нехардеа|Нехардеа]] после того, как этот город вместе с его иешивой был разрушен (видимо, войсками [[Пальмира|Пальмиры]]). Иешива Пумбедиты находилась, вероятно, вне города. Ученики сидели рядами на разостланных коврах. По субботам между молитвами [[Шахарит]] и [[Мусаф]] глава иешивы объяснял отрывки [[Галаха|Галахи]] широкой публике (такие уроки назывались пирка). Проводились и публичные обсуждения трактатов [[Талмуд|Талмуда]] в месяцы [[Адар|адар]] и [[Элул|элул]] (см. [[Калла Месяцы|Калла месяцы]]). | + | Евреи жили в Пумбедите и окружающих ее поселениях, видимо, уже в эпоху Второго [[Храм|храма]]. |
+ | == Иешива == | ||
+ | |||
+ | Иешива Пумбедиты (и [[Бет-Дин|бет-дин]] при ней) была основана в 259 г. группой ученых во главе с аморой (см. [[Амораи]]) Иехудой бар Иехезкелем, учеником [[Рава]] и [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэля Ярхинаа]], бежавшей из города [[Нехардеа|Нехардеа]] после того, как этот город вместе с его иешивой был разрушен (видимо, войсками [[Пальмира|Пальмиры]]). | ||
+ | |||
+ | Иешива Пумбедиты находилась, вероятно, вне города. Ученики сидели рядами на разостланных коврах. | ||
+ | |||
+ | По субботам между молитвами [[Шахарит]] и [[Мусаф]] глава иешивы объяснял отрывки [[Галаха|Галахи]] широкой публике (такие уроки назывались пирка). | ||
+ | |||
+ | Проводились и публичные обсуждения трактатов [[Талмуд|Талмуда]] в месяцы [[Адар|адар]] и [[Элул|элул]] (см. [[Калла Месяцы|Калла месяцы]]). | ||
Иешива Пумбедиты считалась наследницей нехардейской (позже, в средние века, она иногда так и называлась), и один из рядов ее аудитории звался «нехардейским». От города Нехардеа Пумбедита унаследовала и добавочное название «Гола» (буквально [[Диаспора|диаспора]]) ввиду своей особой важности среди еврейства вне Эрец-Исраэль. | Иешива Пумбедиты считалась наследницей нехардейской (позже, в средние века, она иногда так и называлась), и один из рядов ее аудитории звался «нехардейским». От города Нехардеа Пумбедита унаследовала и добавочное название «Гола» (буквально [[Диаспора|диаспора]]) ввиду своей особой важности среди еврейства вне Эрец-Исраэль. | ||
- | + | Иеhуда бен Иехезкель руководил иешивой Пумбедиты до 299 г., затем ее возглавляли амораи Рабба бар Нахмани (или Нахамани; до 320 г.), Иосеф бен Хия (умер в 333 г.), [[Аббайе]] и [[Рава]]. | |
+ | |||
+ | В период расцвета в ней занималось до четырехсот учеников, в основном жители Пумбедиты, а также других мест Вавилонии и даже Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | Особо тесные связи существовали между иешивами Пумбедиты и [[Тверия|Тверии]] путем переписки, а также посещений законоучителями обоих городов друг друга для обмена знаниями и опытом преподавания. | ||
+ | |||
+ | Начиная с аморы Уллы I из иешивы Тверии (2-я половина 3 в.), такие путешественники назывались нехутей (на арамейском, буквально `спускающиеся`). | ||
+ | |||
+ | Во 2-й половине 3 в. и начале 4 в. воспитанники иешивы Пумбедиты амораи рабби Каhана, Абба (Ба), Зейра и другие посещали Эрец-Исраэль, где передавали свои знания ученым. Аббайе и Рава, как и ряд их учеников, преподав | ||
+ | |||
+ | али и в других местах Вавилонии. [[Даян|Даяны]] из иешивы Пумбедиты также нередко занимали должности в других общинах. | ||
Вскоре после смерти Аббайе (338) Рава перевел иешиву в город Мехоза. Со смертью Равы (352) она, хотя и вернулась в Пумбедиту, но надолго потеряла прежнее значение и была подчинена иешиве [[Сура|Суры]]. | Вскоре после смерти Аббайе (338) Рава перевел иешиву в город Мехоза. Со смертью Равы (352) она, хотя и вернулась в Пумбедиту, но надолго потеряла прежнее значение и была подчинена иешиве [[Сура|Суры]]. | ||
- | Одной из причин падения престижа Пумбедиты было то, что этот большой торговый город пользовался дурной славой в Вавилонии. Рава (Ав. Зар. 70а) и другие талмудические источники говорят об обилии здесь воров и мошенников. Упреки законоучителей нередко вызывали недовольство горожан (Шаб. 153а). | + | Одной из причин падения престижа Пумбедиты было то, что этот большой торговый город пользовался дурной славой в Вавилонии. Рава (Ав. Зар. 70а) и другие талмудические источники говорят об обилии здесь воров и мошенников. |
+ | |||
+ | Упреки законоучителей нередко вызывали недовольство горожан (Шаб. 153а). | ||
+ | |||
+ | С окончанием эпохи [[Савораи|савораев]] и началом гаоната (конец 6 в.; см. [[Гаон]]) начинается новый подъем престижа иешивы Пумбедиты, которая к тому времени была переведена в соседний городок Пероз-Шапур (Фироз-Шапор и другие варианты названия), видимо, вследствие религиозных преследований со стороны персидских властей. Однако вскоре после арабского завоевания города (около 634 г.), когда глава иешивы (гаон) рабби Ицхак и другие руководители еврейской общины вышли навстречу войскам халифа Али и были благосклонно приняты им, иешива была возвращена в Пумбедиту. | ||
- | + | В середине 8 в. иешиву возглавлял Иехудай Гаон, но он был переведен на пост главы иешивы Суры, которая сохраняла первенство. Палтой бен Аббайе, первым получивший официальный титул «гаон Пумбедиты» (занимал этот пост в 842 – около 857 гг.), и его сын Цемах (гаон в 872–890 гг.) поддерживали связи с еврейскими общинами [[Испания|Испании]] и Северной Африки. При Цемахе иешива Пумбедиты сравнялась с Сурской в получении доли пожертвований еврейских общин и, возможно, даже превзошла ее в престиже. При Хае бен Давиде (гаон в 890–898 гг.) иешива была переведена в [[Багдад]]. | |
Наиболее знаменитыми гаонами были потомки Палтоя и Цемаха: [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шрира бен Ханина]] ([[Респонсы|респонсы]] которого содержат много сведений об истории Пумбедиты разных периодов) и его сын [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]]. После смерти последнего (1038) иешивой руководил [[Эксиларх|эксиларх]], гаон Хизкия бен Давид (умер около 1058 г.). По материалам Каирской [[Гениза|генизы]] и другим источникам можно обнаружить некоторые сведения о деятельности иешивы в Багдаде до 13 в. (см. также [[Гаон]]). | Наиболее знаменитыми гаонами были потомки Палтоя и Цемаха: [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шрира бен Ханина]] ([[Респонсы|респонсы]] которого содержат много сведений об истории Пумбедиты разных периодов) и его сын [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]]. После смерти последнего (1038) иешивой руководил [[Эксиларх|эксиларх]], гаон Хизкия бен Давид (умер около 1058 г.). По материалам Каирской [[Гениза|генизы]] и другим источникам можно обнаружить некоторые сведения о деятельности иешивы в Багдаде до 13 в. (см. также [[Гаон]]). |
Версия 21:06, 8 октября 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Пумбедита (פּוּמְבְּדִיתָא, также פּוּמְפְּדִיתָא, Пумпедита), древний город на реке Евфрат (предположительно, в среднем течении), место одной из главных иешив (академий) Вавилонии.
Город стоял возле двух из серии каналов, соединявших Евфрат с Тигром, — Шунвата и Нехар-Паппа (Гит. 60б; Иома 77б; толкование названия «Пумбедита» как «устье канала» не доказано) вблизи важного караванного пути, ведшего в Сирию.
Евреи жили в Пумбедите и окружающих ее поселениях, видимо, уже в эпоху Второго храма.
Иешива
Иешива Пумбедиты (и бет-дин при ней) была основана в 259 г. группой ученых во главе с аморой (см. Амораи) Иехудой бар Иехезкелем, учеником Рава и Шмуэля Ярхинаа, бежавшей из города Нехардеа после того, как этот город вместе с его иешивой был разрушен (видимо, войсками Пальмиры).
Иешива Пумбедиты находилась, вероятно, вне города. Ученики сидели рядами на разостланных коврах.
По субботам между молитвами Шахарит и Мусаф глава иешивы объяснял отрывки Галахи широкой публике (такие уроки назывались пирка).
Проводились и публичные обсуждения трактатов Талмуда в месяцы адар и элул (см. Калла месяцы).
Иешива Пумбедиты считалась наследницей нехардейской (позже, в средние века, она иногда так и называлась), и один из рядов ее аудитории звался «нехардейским». От города Нехардеа Пумбедита унаследовала и добавочное название «Гола» (буквально диаспора) ввиду своей особой важности среди еврейства вне Эрец-Исраэль.
Иеhуда бен Иехезкель руководил иешивой Пумбедиты до 299 г., затем ее возглавляли амораи Рабба бар Нахмани (или Нахамани; до 320 г.), Иосеф бен Хия (умер в 333 г.), Аббайе и Рава.
В период расцвета в ней занималось до четырехсот учеников, в основном жители Пумбедиты, а также других мест Вавилонии и даже Эрец-Исраэль.
Особо тесные связи существовали между иешивами Пумбедиты и Тверии путем переписки, а также посещений законоучителями обоих городов друг друга для обмена знаниями и опытом преподавания.
Начиная с аморы Уллы I из иешивы Тверии (2-я половина 3 в.), такие путешественники назывались нехутей (на арамейском, буквально `спускающиеся`).
Во 2-й половине 3 в. и начале 4 в. воспитанники иешивы Пумбедиты амораи рабби Каhана, Абба (Ба), Зейра и другие посещали Эрец-Исраэль, где передавали свои знания ученым. Аббайе и Рава, как и ряд их учеников, преподав
али и в других местах Вавилонии. Даяны из иешивы Пумбедиты также нередко занимали должности в других общинах.
Вскоре после смерти Аббайе (338) Рава перевел иешиву в город Мехоза. Со смертью Равы (352) она, хотя и вернулась в Пумбедиту, но надолго потеряла прежнее значение и была подчинена иешиве Суры.
Одной из причин падения престижа Пумбедиты было то, что этот большой торговый город пользовался дурной славой в Вавилонии. Рава (Ав. Зар. 70а) и другие талмудические источники говорят об обилии здесь воров и мошенников.
Упреки законоучителей нередко вызывали недовольство горожан (Шаб. 153а).
С окончанием эпохи савораев и началом гаоната (конец 6 в.; см. Гаон) начинается новый подъем престижа иешивы Пумбедиты, которая к тому времени была переведена в соседний городок Пероз-Шапур (Фироз-Шапор и другие варианты названия), видимо, вследствие религиозных преследований со стороны персидских властей. Однако вскоре после арабского завоевания города (около 634 г.), когда глава иешивы (гаон) рабби Ицхак и другие руководители еврейской общины вышли навстречу войскам халифа Али и были благосклонно приняты им, иешива была возвращена в Пумбедиту.
В середине 8 в. иешиву возглавлял Иехудай Гаон, но он был переведен на пост главы иешивы Суры, которая сохраняла первенство. Палтой бен Аббайе, первым получивший официальный титул «гаон Пумбедиты» (занимал этот пост в 842 – около 857 гг.), и его сын Цемах (гаон в 872–890 гг.) поддерживали связи с еврейскими общинами Испании и Северной Африки. При Цемахе иешива Пумбедиты сравнялась с Сурской в получении доли пожертвований еврейских общин и, возможно, даже превзошла ее в престиже. При Хае бен Давиде (гаон в 890–898 гг.) иешива была переведена в Багдад.
Наиболее знаменитыми гаонами были потомки Палтоя и Цемаха: Шрира бен Ханина (респонсы которого содержат много сведений об истории Пумбедиты разных периодов) и его сын Хай бен Шрира. После смерти последнего (1038) иешивой руководил эксиларх, гаон Хизкия бен Давид (умер около 1058 г.). По материалам Каирской генизы и другим источникам можно обнаружить некоторые сведения о деятельности иешивы в Багдаде до 13 в. (см. также Гаон).
Биньямин из Туделы, посетивший Вавилонию в 1170-х гг., утверждал, что в Пумбедите проживало около трех тысяч евреев. Он (вслед за Натаном бен Ицхаком hа-Бавли, 10 в.) отождествлял Пумбедиту с ал-Анбаром (ныне Фалуджа в Ираке), хотя некоторые исследователи считают, что древняя Пумбедита находилась несколько к западу (Ана, согласно традиции евреев Ирака) или востоку от этого места.