Ѓа-шомер hа-цаир (сионистское движение)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 18: | Строка 18: | ||
}} | }} | ||
- | '''Ѓа- | + | '''Ѓа-шомер hа-цаир''' (<big>הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר</big>, `юный страж`), молодежное [[Социализм|левосоциалистическое]] [[Сионизм|сионистское]] [[Халуцим|халуцианское]] движение, целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в [[Эрец-Исраэль]] и к [[кибуц]]ной жизни. |
== Основание движения == | == Основание движения == |
Версия 12:34, 8 октября 2012
Источник: | ||||||||||
|
Ѓа-шомер hа-цаир (הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר, `юный страж`), молодежное левосоциалистическое сионистское халуцианское движение, целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец-Исраэль и к кибуцной жизни.
Содержание |
Основание движения
Движение Ѓа-Шомер hа-Цаир было создано в 1916 г. в Вене членами галицийских молодежных сионистских групп. Идеология нового движения формировалась в период погромов, которым еврейство Восточной Европы подвергалось в послевоенный период на Украине (см. С. Петлюра, а также статьи по названиям городов).
Ѓа-Шомер hа-Цаир вдохновляла деятельность Ѓа-Шомер в Эрец-Исраэль, его идеология испытала влияние А. Д. Гордона, И. Х. Бреннера, И. Трумпельдора и традиций революционного подполья в царской России.
Ѓа-Шомер hа-Цаир сочетал требование активной деятельности по возрождению Эрец-Исраэль с призывом к развитию еврейской культуры и взаимосвязи ее с универсальными культурными и философскими ценностями. Другой характерной чертой Ѓа-Шомер hа-Цаир был его воспитательный метод, включавший групповую трудовую подготовку молодежи и культурную деятельность в духе немецкого движения Вандерфогель и английского скаутского движения, с его символикой и дисциплиной.
Структура и работа движения
Основной воспитательной единицей движения была квуца (`группа`; отдельно для юношей и девушек); несколько квуцот одной и той же возрастной группы объединялись в плуго́т (`отряды`) и гдуди́м (`батальоны`). Квуцот делились на три возрастные группы:
- 11–14 лет (кфирим — `львята`, также бней мидбар — `дети пустыни` или бней Мецада — `дети Масады`);
- 15–16 лет (цофим — `скауты`);
- 17 лет и старше (богрим — `взрослые` или магшими́м — `свершители`).
Каждая возрастная группа имела особую образовательную программу. Перед началом Второй мировой войны в Варшаве действовало издательство Ѓа-Шомер hа-Цаир, выпускавшее воспитательную литературу движения. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир в различных странах также издавали литературу на иврите и местных языках.
Характерной чертой Ѓа-Шомер hа-Цаир был принцип личного осуществления идеалов движения. Как результат этого, Ѓа-Шомер hа-Цаир резко выступал против ассимиляторов, а также против получившего в этот период широкое распространение среди еврейской молодежи и интеллектуалов социалистического и коммунистического интернационализма, влекшего за собой отказ от национальных идеалов и ценностей и от личной ответственности за судьбу еврейского народа.
Ѓа-Шомер hа-Цаир активно содействовал возрождению иврита в качестве разговорного языка и, создавая еврейскую халуцианскую атмосферу в своих ячейках, психологически готовил своих членов к осуществлению их главной цели — алие в Эрец-Исраэль и трудовой жизни в кибуце. В результате жесткого требования личного осуществления идеалов движения из его рядов отсеялась значительная часть воспитанников. Наряду с тысячами членов, совершивших алию и поселившихся в кибуцах Ѓа-Шомер hа-Цаир, десятки тысяч были отчислены из рядов движения за то, что не переселились в Эрец-Исраэль или не стали членами киббуцов.
Принцип личного осуществления целей движения требовал такого лидера в каждой квуце, который был бы не только инструктором ее младших членов, но и служил для них примером осуществления всех задач движения.
В период третьей алии в Эрец-Исраэль поселились около 600 членов Ѓа-Шомер hа-Цаир. Некоторые активисты движения сыграли большую роль в политической жизни страны, в рабочем движении. Так, М. Яари (Валд) и Я. Хаззан были среди основателей и лидеров Ѓистадрута.
Не существовало формальных связей ни между группами поселенцев в стране, ни между ними и движением в диаспоре. Отрицательные результаты этого не замедлили сказаться: вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграции в кибуцную жизнь страны; отъезд в Эрец-Исраэль наиболее активных членов движения, инструкторов и воспитателей молодежных квуцот вызвал кризис в мировом движении Ѓа-Шомер hа-Цаир.
Кризис удалось преодолеть в 1927 г., когда путем объединения ряда групп был создан Ѓа-Кибуц hа-арци, который занимался абсорбцией членов движения в Эрец-Исраэль и руководством Ѓа-Шомер hа-Цаир за рубежом.
Созданное в 1920-х гг. членами Ѓа-Шомер hа-Цаир из Польши движение Ѓа-Кибуц hа-арци в Эрец-Исраэль резко усилило влияние движения не только в стране, но и за ее пределами. В 1930 г. в Эрец-Исраэль была основана Федерация Ѓа-Шомер hа-Цаир, в задачи которой входила подготовка местной молодежи к переселению в киббуцы движения Ѓа-Кибуц hа-арци; первым кибуцом, основанным воспитанниками движения в Эрец-Исраэль, был Нир-Давид (1936).
Идеологическая эволюция
В 1920-е гг. близкая к коммунизму платформа идеологии Ѓа-Шомер hа-Цаир претерпела изменения, став синтезом сионизма с социализмом, халуцианства с классовой борьбой. Когда был основан Ѓистадрут, Ѓа-Шомер hа-Цаир, не войдя ни в одну из действовавших тогда в стране политических партий, объявил себя независимой группой. Наряду с кибуцной и воспитательной деятельностью Ѓа-Кибуц hа-арци разработал политическую идеологию (так называемый идеологический коллективизм) для совместной политической деятельности в рамках Ѓистадрута и сионистского движения.
Всемирная федерация Ѓа-Шомер hа-Цаир была создана в 1924 г. в Данциге (ныне Гданьск, Польша) на 1-м съезде движения. Незадолго до этого, наряду с существовавшими отделениями движения в Галиции, Польше и Австрии, были созданы отделения в Румынии, Литве и Латвии.
В Советском Союзе Ѓа-Шомер hа-Цаир был создан в 1922 г. на подпольном съезде в Москве; визит Д. Бен-Гуриона в Россию в 1923 г. способствовал консолидации движения и, несмотря на его нелегальное положение, число его членов быстро достигло 20 тыс. Последний «Информационный бюллетень» движения в Советском Союзе был издан в 1932 г.
Ко Второму съезду движения (Данциг, 1927) отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир уже действовали в Чехословакии, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Бельгии и Болгарии. На съезде члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из СССР, Латвии, Эстонии и частично Литвы отказывались принять изменения в идеологии движения и выступали против крайне левых призывов к «социалистической революции».
Члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из этих стран выступали против создания Ѓа-Кибуц hа-арци как отдельной организации и настаивали на создании в стране единого киббуцного движения. Идеологически они были наиболее близки партии Ахдут hх-авода (совместно с Ѓа-Поэль hа-цаир создала в 1930 г. партию Мапай) и создали вместе с ней (а затем — с Мапай) киббуцное движение Ѓа-Киббуц hа-меухад.
На Третьем съезде Ѓа-Шомер hа-Цаир (Врутки, Чехословакия, 1930) было принято решение, что Ѓа-Кибуц hа-арци — единственная кибуцная организация движения. В ответ на это российско-латвийское меньшинство вышло из рядов Ѓа-Шомер hа-Цаир и создало собственное движение Нецах (аббревиатура Но́ар цофи-халуци — `Скаутская халуцианская молодежь`), которое сохраняло верность изначальной идеологии Ѓа-Шомер hа-Цаир. Впоследствии к Нецаху присоединилось движение Блау-вайс в Австрии, Чехословакии и Югославии. С созданием партии Мапай большинство членов Нецах вступили в ее ряды.
Борьба с нацизмом и сотрудничество с СССР
В 1930–40-е гг. Ѓа-Шомер hа-Цаир взял на вооружение марксистскую идеологию и занял просоветскую позицию. К Четвертому съезду (Попрад, Чехословакия, 1935) общее число членов Ѓа-Шомер hа-Цаир достигло 70 тыс., в движение влились группы из Германии, Венгрии, Югославии, Франции, Англии, Швейцарии, Туниса, Египта и Южной Африки, началась деятельность в и Южной Америке.
Приход к власти фашистских режимов в Центральной и Восточной Европе вынудил движение в этих странах перейти на полулегальное, а иногда и нелегальное положение. С началом Второй мировой войны многие члены Ѓа-Шомер hа-Цаир в Польше бежали в Вильно. Часть из них впоследствии сражалась с нацистами в рядах советской армии. некоторым удалось различными путями прибыть в Эрец-Исраэль до того, как началась война между Германией и СССР, другие по приказу движения вернулись на оккупированные нацистской Германией территории, где они организовывали и руководили еврейским сопротивлением.
Так, членами Ѓа-Шомер hа-Цаир были:
- руководитель восстания в Варшавском гетто М. Анелевич,
- командир еврейской боевой организации в гетто Вильнюса в 1942–43 гг., а затем командир еврейского партизанского отряда А. Ковнер, и другие.
Активисты организации играли большую роль в еврейском движении сопротивления в Вильнюсе, Белостоке, Тарнуве, Кракове, Бедзине, Сосновце и в других местах.
Работа после Холокоста
Пережившие войну и Катастрофу члены Ѓа-Шомер hа-Цаир приняли активное участие в осуществлении так называемой «нелегальной» иммиграции, а также в обучении и воспитании еврейских детей в лагерях для перемещенных лиц в Германии и Италии. Установление марионеточных просоветских режимов в странах Восточной Европы положило конец деятельности там немногочисленного движения.
С этого времени центром деятельности Ѓа-Шомер hа-Цаир стала Южная Америка; воспитанников из латиноамериканских стран можно встретить почти во всех кибуцах Израиля. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир продолжали свою деятельность в Северной Америке, Западной Европе и Южной Африке; в 1953 г. отделение Ѓа-Шомер hа-Цаир было создано в Австралии.
В 1946 г. движение Ѓа-Шомер hа-Цаир преобразовалось в политическую партию, а в 1948 г. совместно с Тнуа ле-ахдут hа-авода создало партию Мапам.
В 1992 году Мапам влилась в крайне левую партию Мерец.
Основанное Ѓа-Шомер hа-Цаир издательство «Сифрият поали́м» было тесно связано с авангардистскими течениями в литературе и искусстве страны и внесло большой вклад в развитие израильской литературы.
Источники
- КЕЭ, том 9, кол. 738–741
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ѓа-Шомер hа-Цаир в ЭЕЭ