Помазание (ритуал посвящения)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже. | Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже. | ||
+ | == Центральная часть церемонии возведения == | ||
+ | === На Ближнем Востоке === | ||
+ | |||
+ | На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первуюочередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`). | ||
- | + | Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п. | |
+ | === У израильтян === | ||
+ | |||
+ | У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан [[Первосвященник|первосвященника]], а первоначально — и простого жреца (см. [[Кохен]]). | ||
+ | |||
+ | Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого [[Храм|храма]] прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — [[Саул|Саулу]] и [[Давид|Давиду]] (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. [[Мессия]]). | ||
+ | |||
+ | Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии). | ||
+ | |||
+ | Так [[Самуил]] помазал Давида, а посланец [[Элиша|Элиши]] — [[Иеху]]. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14). | ||
+ | |||
+ | Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие. | ||
+ | === Помазание предметов культа === | ||
+ | |||
+ | Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14). | ||
+ | == Елей == | ||
+ | |||
[[Талмуд]] утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории [[Моисей|Моисеем]] (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от [[Аарон|Аарона]] до того времени, когда царь [[Иошияху]] спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго. | [[Талмуд]] утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории [[Моисей|Моисеем]] (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от [[Аарон|Аарона]] до того времени, когда царь [[Иошияху]] спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго. | ||
После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2). Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. [[Давид|Давид]]), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось. Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иехоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались. | После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2). Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. [[Давид|Давид]]), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось. Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иехоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались. |
Версия 12:05, 7 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Помазание (елеем или другим видом оливкового масла) было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока.
Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже.
Содержание |
Центральная часть церемонии возведения
На Ближнем Востоке
На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первуюочередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`).
Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п.
У израильтян
У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан первосвященника, а первоначально — и простого жреца (см. Кохен).
Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого храма прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — Саулу и Давиду (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. Мессия).
Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии).
Так Самуил помазал Давида, а посланец Элиши — Иеху. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14).
Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие.
Помазание предметов культа
Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14).
Елей
Талмуд утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории Моисеем (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от Аарона до того времени, когда царь Иошияху спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго. После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2). Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. Давид), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось. Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иехоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались. О применении елея (или подобного масла) при ритуальном очищении см. Проказа.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОМАЗАНИЕ людей и предметов елеем в ЭЕЭ