Псикта (гомилетческий мидраш)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Известные псиктот: оформление)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ложные псиктот: оформление)
Строка 26: Строка 26:
== Ложные псиктот ==
== Ложные псиктот ==
-
Под названием "псикта" известен экзегетическо-агадический труд р. Тобии б.-Элиезер, изданный Бубером под двойным названием מדרש לקח טוב‎ или בּםיקתא װטרתי‎ (1880). Первый издатель этой книги, Зерахья Кассана из Кандии (1546) из-за ошибочного прочтения аббревиатуры בּם׳‎ присвоил произведению это название, предполагая, что оно содержит извлечения из псиктот, и под этим именем это сочинение цитировалось в качестве псикты. И хотя [[Цунц, Иом Тоб Липман|Цунц]] первый доказал ошибочность этого названия, до сих пор имя "псикта" сохранилось за מדרש לקה טוב‎.  
+
Под названием "псикта" известен экзегетическо-агадический труд р. Тобии бен-Элиезер, изданный Соломоном Бубером под двойным названием מדרש לקח טוב‎ или בּםיקתא װטרתי‎ (1880). Первый издатель этой книги, Зерахья Кассана из Кандии (1546) из-за ошибочного прочтения аббревиатуры בּם׳‎ присвоил произведению это название, предполагая, что оно содержит извлечения из псиктот, и под этим именем это сочинение цитировалось в качестве псикты. И хотя [[Цунц, Иом Тоб Липман|Цунц]] первый доказал ошибочность этого названия, до сих пор имя "псикта" сохранилось за מדרש לקה טוב‎.  
Это сочинение, написанное в 1097 г. и окончательно обработанное в 1108 г., интересно как показатель связи евреев весьма далеких стран. Автора считали уроженцем Германии, так как он рассказывает о гибели майнцских евреев во время крестового похода, хотя это предположение не гармонировало с его горячей полемикой с караимами, которых в Германии совсем не было.
Это сочинение, написанное в 1097 г. и окончательно обработанное в 1108 г., интересно как показатель связи евреев весьма далеких стран. Автора считали уроженцем Германии, так как он рассказывает о гибели майнцских евреев во время крестового похода, хотя это предположение не гармонировало с его горячей полемикой с караимами, которых в Германии совсем не было.

Версия 11:16, 2 октября 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 01/10/2012



Псикта (от арам. פְּסִיקְתָּא - отрывок, мн. ч. פְּסִיקְתּוֹת "псиктот") - сочинение, состоящее из обширных разделов и построенные по типу гомилетического мидраша.

Содержание

Особенности псиктот

В отличие от таннаитских Мидрашим, в которых агадические толкования примыкают непосредственно к тексту и следуют стих за стихом, псикот имеют особую форму изложения.

Т.н. птиха (ивр. פּתִיחָה - открытие) - частый элемент гомилетических мидрашей - отталкивается от стиха ТаНаХа и в ходе повествования к нему же и возвращается, образуя замкнутую петлю, отрывок (פּסִיקתָא). Эти отрывки обычно называются по первому слову исходного стиха и представляют собой проповеди на праздники и особые Шаббаты.

Известные псиктот

  • Псикта Де-Рав Каhана, созданная в Эрец-Исраэль в эпоху амораев и впервые напечатанная в 1868 году. Названа по имени рава Каhана, потому что именно с его слов начинается первая глава псикты.
  • Псикта Раббати, созданная также в Эрец-Исраэль, точное время неизвестно. Называние это условное - чтобы не путать с Псиктой Де-Рав Каhана.

Ложные псиктот

Под названием "псикта" известен экзегетическо-агадический труд р. Тобии бен-Элиезер, изданный Соломоном Бубером под двойным названием מדרש לקח טוב‎ или בּםיקתא װטרתי‎ (1880). Первый издатель этой книги, Зерахья Кассана из Кандии (1546) из-за ошибочного прочтения аббревиатуры בּם׳‎ присвоил произведению это название, предполагая, что оно содержит извлечения из псиктот, и под этим именем это сочинение цитировалось в качестве псикты. И хотя Цунц первый доказал ошибочность этого названия, до сих пор имя "псикта" сохранилось за מדרש לקה טוב‎.

Это сочинение, написанное в 1097 г. и окончательно обработанное в 1108 г., интересно как показатель связи евреев весьма далеких стран. Автора считали уроженцем Германии, так как он рассказывает о гибели майнцских евреев во время крестового похода, хотя это предположение не гармонировало с его горячей полемикой с караимами, которых в Германии совсем не было.

Но один автор 14 века пишет, что означенный Тобия жил в Болгарии. В то же время последний знал не только талмудическую и агадическую литературу, Шеелтот, Галахот Гедолот, комментарии Саадии Гаона к Торе, труды Гаи-Гаона из Востока, но и астрономическо-астрологическое сочинение Шаббатая Доноло из Италии, сборник агад Моисея Даршана из Франции и евр. лексикон Сарука из Испании. А такую богатую эрудицию можно приобрести лишь в том случае, если допустить, что евреи в Болгарии имели связи с Востоком и Западной Европой. Через несколько десятков лет после составления Псикты Зутрата она была уже в ходу во Франции и Германии, и ею пользовались также караимы.

Сноски

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация