Псикта Де-Рав Каhана (гомилетический мидраш)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Псикта Де-Рав Кахана (текст, содержащий проповеди)» в «Псикта Де-Рав Каhана (гомилетический мидраш)») |
м |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Псикта де-рав Каhана была впервые опубликована в 1868 г., однако еще в 1832 г. [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] на основании текстологического исследования [[Псикта Раббати|Псикта раббати]] и Псикта зутарта постулировал существование Псикта де-рав Каhана и даже предложил реконструкцию ее структуры. | Псикта де-рав Каhана была впервые опубликована в 1868 г., однако еще в 1832 г. [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] на основании текстологического исследования [[Псикта Раббати|Псикта раббати]] и Псикта зутарта постулировал существование Псикта де-рав Каhана и даже предложил реконструкцию ее структуры. | ||
- | + | <!-- была известна уже во времена гаонов; цитируется у Саадии и Гаи, также многократно у автора Аруха; Раши и Тосафот цитируют порядок чтения гафторот из П., который вполне соответствует порядку, изложенному в новом издании (פרדם, Варшава, 1870, 12а; Тосаф. к Мег., 31б,. s. v. ראש). Эта П. не была напечатана до последнего времени, и еще Цунц пытался восстановить ее текст по многочисленным цитатам из нее, рассеянным в раввинской литературе. В 1868 г. Бубер издал ее по четырем рукописям. Она состоит из 31 (или 32) гомилий к библейским отрывкам, образующим цикл Псикты: 12 гомилий к отрывкам из Пятикнижия, читаемым в некоторые отмеченные литургией субботы, а одиннадцать к отрывкам из пророков (Гафтарот), читаемым в три печальные субботы (от 17 Таммуза до 9 Аба), в семь утешительных (от 9 Аба до праздников) суббот и в субботу покаяния. Затем идут отрывки к праздникам: Новый Год, Всепрощение, Кущи и т. д. В некоторых манускриптах для одного и того же праздника имеются две проповеди. Общий план П. и ее конструкция свидетельствуют о том, что она первоначально была составлена по строгой системе, и если некоторые §§ не соответствуют общему плану, заключая в себе повторения или вдруг обрываясь, как будто не доведены до конца, то следует приписать это тому, что мы не имеем Псикты в ее первоначальной редакции. На это указывает уже разноречие в различных рукописях, которыми пользовался Бубер; это видно также из сопоставления нашего текста с другими Мидрашами, в которые вошли целые отделы из П., а также с цитатами в Арухе и извлечениями из П., приведенными в Ялкуте. Рукописи отличаются одна от другой, во-первых, порядком отделов; одна рукопись начинается гомилиями к отрывкам из Пророков, отмеченными в нашем издании под № 13—22 и 24—25. Другая рукопись, под заглавием הפטּרה מדרש, содержит только эти гомилии. В П., которой пользовался автор Аруха, не было вторичных гомилий (Rappoport, Erech Millin, 175), и наше פםקא אחריתא דםכות, вероятно, позднейшего происхождения (Theodor, Monatsschr., 1879, 110). — Хотя этот Мидраш называется П. де раб Кагана, однако авторство последнего отрицается многими исследователями, и даже Бубер, ранее высказавшийся в пользу авторства р. Кагана, ученика Аббы Арики, впоследствии отказался от этого. Имя Кагана есть сокращение имени р. Абба б.-Кагана, упоминаемого в начале гомилий к отрывкам из Пророков, которыми некогда начинался этот сборник, и по имени этого агадиста названа вся П. Такое объяснение заглавного имени р. Кагана принято большинством ученых. Иеллинек в своем письме к Теодору утверждает, что П. составлена из двух сборников, из которых один принадлежит р. Аббе б.-Каган, а другой р. Танхуме б.-Абба, положившему основание מדרש תנחומא. О том, что Мидраши Танхума послужил основанием для П., было высказано также Бахером (Ср. Ag. d. Pal. Amor., III, 503). Но Цунц относит составление этого Мидраша к более позднему времени, к 700 г. — Некоторые гомилии (№№ 27, 9, 8, 23, 28) вошли целиком, с малыми изменениями, в Мидраш Ваиикра Рабба (главы 20, 27—30), что и дало Цунцу повод утверждать, что автор П. пользовался Ваиикра Рабба, составленным в середине седьмого века. Некоторым вступлениям в П. соответствуют места в Шир Рабба, и, по мнению Теодора, Шир Рабба заимствован из более древней П., а не наоборот (J. Theodor, Zur Composition der agadischen Homilien, Monatsschr., 1879, 273 и 338). По мнению Вейсса, составитель Π. пользовался также Echa-rabba; в одном месте (№ 30) имеется даже указание на этот источник. Был ли составлен этот сборник в Палестине, родине многих других Мидрашим, или в Вавилонии, не может быть точно установлено. — Ср. Вейс, Dor, III, 247. --> | |
{{ElevenCopyRight|13343|ПСИКТА ДЕ-РАВ КАХАНА}} | {{ElevenCopyRight|13343|ПСИКТА ДЕ-РАВ КАХАНА}} |
Версия 22:56, 1 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Псикта Де-Рав Каhана (на арамейском פְּסִיקְתָּא דְרַב כָּהֲנָא "отрывки от рава Каhаны"), один из наиболее ранних гомилетических мидрашей (см. Мидраш), содержащий проповеди к ряду разделов Пятикнижия (Торы) и текстам hафтары.
Текст
По всей вероятности, Псикта де-рав Каhана была создана в Эрец-Исраэль в эпоху амораев.
Сравнительное исследование шести сохранившихся рукописных версий Псикта де-рав Каhана позволяет заключить, что порядок глав этого мидраша следовал календарному циклу еврейского года (см. Календарь): Псикта де-рав Каhана начиналась главой, посвященной Рош hа-Шана, и завершалась главой, относящейся к последней субботе перед Рош hа-Шана.
Публикации
Псикта де-рав Каhана была впервые опубликована в 1868 г., однако еще в 1832 г. Л. Цунц на основании текстологического исследования Псикта раббати и Псикта зутарта постулировал существование Псикта де-рав Каhана и даже предложил реконструкцию ее структуры.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПСИКТА ДЕ-РАВ КАХАНА в ЭЕЭ