Пинскер, Леон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Выделение территории еврейскому народу) |
||
Строка 45: | Строка 45: | ||
В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины. | В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины. | ||
- | Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории | + | Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. |
- | В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это [[Эрец-Исраэль]] | + | Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. |
+ | == Эрец-Исраэль - территория для возрождения еврейского народа == | ||
+ | |||
+ | В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это [[Эрец-Исраэль]]. | ||
+ | С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем [[Катовицкий Съезд|Катовицкого съезда]] (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. | ||
+ | |||
+ | Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. | ||
+ | |||
+ | В 1890 г. [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербауму]] удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или [[Одесский Комитет|Одесский комитет]], председателем которого стал Пинскер. | ||
+ | |||
+ | В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. | ||
+ | |||
+ | В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона [[Гирш|М. де Гирша]] по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа. | ||
+ | |||
+ | == Увековечение памяти == | ||
В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ [[Ришон-Ле-Цион|Ришон-ле-Циона]] названо в его честь. | В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ [[Ришон-Ле-Цион|Ришон-ле-Циона]] названо в его честь. | ||
Версия 20:55, 1 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Пинскер, Леон (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения Ховевей Цион.
Содержание |
Биографические сведения
Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в Одессе.
Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав.
В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях.
Был одним из основателей еженедельника «Рассвет» (редактор О. Рабинович). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их ассимиляции в русской среде.
Однако погромы, разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды.
Выделение территории еврейскому народу
В 1882 г. Пинскер издал в Берлине на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод Ю. Гессена, СПб., 1898).
В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи М. Гесса и П. Смоленскина, однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом.
В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины.
Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории.
Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи Т. Герцля.
Эрец-Исраэль - территория для возрождения еврейского народа
В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни антисемитизма. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это Эрец-Исраэль.
С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем Катовицкого съезда (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы.
Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе.
В 1890 г. А. Цедербауму удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или Одесский комитет, председателем которого стал Пинскер.
В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения.
В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона М. де Гирша по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.
Увековечение памяти
В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в Иерусалиме. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ Ришон-ле-Циона названо в его честь.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНСКЕР Леон в ЭЕЭ