Писец (в еврейской традиции)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→В Иудее) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Персидская эпоха) |
||
Строка 65: | Строка 65: | ||
Такая самостоятельность, видимо, способствовала тому, что писцы заняли видное место среди руководства еврейского народа. | Такая самостоятельность, видимо, способствовала тому, что писцы заняли видное место среди руководства еврейского народа. | ||
- | == Персидская эпоха == | + | === Персидская эпоха === |
- | Роль писцов стала еще более значительной в персидскую эпоху, что объяснялось необходимостью их участия в управлении огромной империей, народы которой говорили на различных языках | + | Роль писцов стала еще более значительной в персидскую эпоху, что объяснялось необходимостью их участия в управлении огромной империей, народы которой говорили на различных языках. |
- | + | Поэтому не удивительно, что, когда Артаксеркс вознамерился объявить царским декретом, что Тора станет законом еврейской общины в Эрец-Исраэль, он послал туда [[Эзра|Эзру]], который был «книжник (софер, то есть писец; ср. сефер, `книга`), сведущий в законе Моисеевом» (Эз. 7:6). | |
- | + | Как сочетание титулов Эзры — «писец» и «священник» ([[Кохен|коhен]]), так и его родословная свидетельствуют о том, что и после [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] искусство писцов было связано с культовыми функциями. | |
- | + | Наряду с писцами, занятыми на государственной и храмовой службе, были также частные писцы, которые обслуживали широкую публику, нуждавшуюся в помощи при составлении юридических документов. | |
+ | Такие писцы известны в Египте. В Библии эта функция писцов упомянута лишь однажды (Иер. 32:12–14): хотя в тексте не говорится прямо, что купчая была составлена Барухом (см. выше), передача ему купчей на хранение при свидетелях позволяет предположить, что в этой сделке писец выступал как своего рода нотариус, составивший документ и удостоверивший законность сделки. | ||
+ | === Талмудическая эпоха === | ||
+ | |||
+ | В талмудическую эпоху термин софер (буквально `писец`) относился также и к особому роду знатоков Торы (см. [[Софрим]]). | ||
+ | |||
+ | Изменилось и основное значение слова «писец»: писцом стали называть специалиста в изготовлении свитков Торы (см. [[Сефер-Тора]]), [[Тфиллин|тфиллин]], [[Мезуза|мезуз]], а также в написании разводных писем (гет; см. [[Развод]]). | ||
+ | |||
+ | Такой писец получил название софер стам (стам — аббревиатура слов Сефер-Тора, тфиллин, мезуза). | ||
+ | |||
+ | Существуют строгие требования к переписыванию этих текстов: они должны писаться на особо приготовленном пергаменте, особым пером, несмываемыми чернилами; строки должны быть ровными, колонки должны начинаться с буквы вав, буквы выписываются определенным образом и т. п.; запрещено писать текст по памяти. | ||
+ | |||
+ | Писец должен быть в высшей степени сосредоточен и аккуратен (исправление ошибок не допускается) и ритуально чист, так как он пишет имя [[Бог|Бога]] (поэтому перед работой писец омывается в [[Микве|микве]]). | ||
+ | |||
+ | Писец работает в соответствии с образцами, так называемыми «Тиккун софрим» (название, лишь формально связанное с талмудическим термином, см. [[Софрим]]). | ||
+ | |||
+ | Законоучители (Санх. 21б) интерпретировали Втор. 31:19 в том смысле, что каждый еврей должен переписать для себя свиток Торы. | ||
+ | |||
+ | Однако, поскольку такая работа требует особого профессионального мастерства, эту заповедь можно выполнить, только заказав свиток Торы у писца. | ||
+ | |||
+ | Поэтому профессия писца необходима общине; согласно Талмуду (Санх. 17б), ученый не должен жить в городе, в котором нет писцов. | ||
+ | == Средние века == | ||
+ | |||
+ | В средние века писец играл определенную роль в рамках общинного управления. | ||
+ | |||
+ | Писец [[Кагал|кагала]] (софер кахал) записывал решения руководства и выполнял функции, подобные функциям нотариуса; он же по поручению руководства вел деловую переписку. | ||
+ | |||
+ | Он был писарем и секретарем раввинского суда (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]): составлял различные контракты, брачные договоры (см. [[Ктубба]]) и разводные письма. | ||
+ | |||
+ | От писца требовалась тщательность в исполнении документа. В соответствии с Галахой, оплачивать работу писца должна та сторона, которая предположительно получает большую выгоду. | ||
+ | |||
+ | == В настоящее время == | ||
+ | |||
В настоящее время большинство юридических документов выполняется типографским способом, однако разводное письмо должно быть написано профессиональным писцом. | В настоящее время большинство юридических документов выполняется типографским способом, однако разводное письмо должно быть написано профессиональным писцом. | ||
Версия 20:06, 29 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Писец (סוֹפֵר, софер), в Библии — название должностного лица, связанного с искусством письма и чтения. Возможно, что первоначальное значение слова — «ведущий счет, учет» (от лиспор — `считать`). Слово софер впервые встречается в Песни Деборы (Суд. 5:14). Предполагается, что слово шотер (в русском переводе Библии — `надзиратель`) также первоначально обозначало род писца (ср. штар — `документ`).
Содержание |
На древнем Востоке
На древнем Востоке писец занимал высокое положение. В Египте, Месопотамии, Ханаане и других местах от писца требовалось не только умение читать и писать, но и широкие познания в государственной и военной областях.
Как искусство писца, так и сама должность, нередко включавшая, среди прочего, участие в работе посольств, отправляемых в другие государства, в большинстве случаев передавались по наследству.
Кроме административной работы писцы занимались копированием литературных, религиозных, исторических, юридических и других произведений, были хранителями литературной традиции и играли главную роль в распространении культуры.
На Ближнем Востоке
На Ближнем Востоке было много школ писцов, обычно — при центральных храмах (в Месопотамии — уже с 3 тысячелетия до н. э.).
В большинстве случаев писцы знали несколько языков. Так, писцы Месопотамии наряду с родным языком (аккадским) знали шумерский, а в период Ассирийской империи — также арамейский язык.
В Древнем Израиле
В Древнем Израиле ремесло писца первоначально передавалось от отца к сыну.
Среди кенитов были семьи писцов, «что населяли Ябец» (I Хр. 2:55). Родство кенитов с Моисеем, возможно, свидетельствует о том, что искусство письма было зачастую связано со священническими функциями.
В период Объединенного Израильского царства, а впоследствии в Иудейском царстве значительную часть писцов составляли левиты (см. Леви).
Связь между жреческими функциями и функциями писцов объясняется как письменным характером религиозного закона — Торы, так и необходимостью административной и фискальной организации для обеспечения упорядоченной службы в Храме.
Невозможно с определенностью сказать, насколько широко была распространена грамотность в народе в то время.
Среди пророков (см. Пророки и пророчество) были, несомненно, люди грамотные, но известно, что пророк Иеремия прибегал к услугам писца по имени Барух (Иер. 36:4); можно предположить, что и другие пророки поступали таким же образом, хотя из этого не следует, что сами они были неграмотны.
Писцы в царской администрации
Особо важную роль выполняли писцы, служившие в царской администрации.
Трудно с определенностью установить их ранги и функции. Среди писцов были советники, лица, ответственные за воинскую мобилизацию, и т. п.
Самым высшим рангом был «писец царя» (софер hа-мелех); он считался одним из придворных вельмож (сарим), и его кабинет находился в царском дворце (Иер. 36:12).
В Иудее
В отличие от других стран древнего Ближнего Востока, в Иудее писцы приобрели значительную независимость от властей.
Так, Барух прочитал перед народом записанные им пророчества Иеремии, вызвавшие ужас царедворцев, а когда царь лично разорвал и сжег свиток, сделал новую его копию (Иер. 36).
Такая самостоятельность, видимо, способствовала тому, что писцы заняли видное место среди руководства еврейского народа.
Персидская эпоха
Роль писцов стала еще более значительной в персидскую эпоху, что объяснялось необходимостью их участия в управлении огромной империей, народы которой говорили на различных языках.
Поэтому не удивительно, что, когда Артаксеркс вознамерился объявить царским декретом, что Тора станет законом еврейской общины в Эрец-Исраэль, он послал туда Эзру, который был «книжник (софер, то есть писец; ср. сефер, `книга`), сведущий в законе Моисеевом» (Эз. 7:6).
Как сочетание титулов Эзры — «писец» и «священник» (коhен), так и его родословная свидетельствуют о том, что и после пленения вавилонского искусство писцов было связано с культовыми функциями.
Наряду с писцами, занятыми на государственной и храмовой службе, были также частные писцы, которые обслуживали широкую публику, нуждавшуюся в помощи при составлении юридических документов.
Такие писцы известны в Египте. В Библии эта функция писцов упомянута лишь однажды (Иер. 32:12–14): хотя в тексте не говорится прямо, что купчая была составлена Барухом (см. выше), передача ему купчей на хранение при свидетелях позволяет предположить, что в этой сделке писец выступал как своего рода нотариус, составивший документ и удостоверивший законность сделки.
Талмудическая эпоха
В талмудическую эпоху термин софер (буквально `писец`) относился также и к особому роду знатоков Торы (см. Софрим).
Изменилось и основное значение слова «писец»: писцом стали называть специалиста в изготовлении свитков Торы (см. Сефер-Тора), тфиллин, мезуз, а также в написании разводных писем (гет; см. Развод).
Такой писец получил название софер стам (стам — аббревиатура слов Сефер-Тора, тфиллин, мезуза).
Существуют строгие требования к переписыванию этих текстов: они должны писаться на особо приготовленном пергаменте, особым пером, несмываемыми чернилами; строки должны быть ровными, колонки должны начинаться с буквы вав, буквы выписываются определенным образом и т. п.; запрещено писать текст по памяти.
Писец должен быть в высшей степени сосредоточен и аккуратен (исправление ошибок не допускается) и ритуально чист, так как он пишет имя Бога (поэтому перед работой писец омывается в микве).
Писец работает в соответствии с образцами, так называемыми «Тиккун софрим» (название, лишь формально связанное с талмудическим термином, см. Софрим).
Законоучители (Санх. 21б) интерпретировали Втор. 31:19 в том смысле, что каждый еврей должен переписать для себя свиток Торы.
Однако, поскольку такая работа требует особого профессионального мастерства, эту заповедь можно выполнить, только заказав свиток Торы у писца.
Поэтому профессия писца необходима общине; согласно Талмуду (Санх. 17б), ученый не должен жить в городе, в котором нет писцов.
Средние века
В средние века писец играл определенную роль в рамках общинного управления.
Писец кагала (софер кахал) записывал решения руководства и выполнял функции, подобные функциям нотариуса; он же по поручению руководства вел деловую переписку.
Он был писарем и секретарем раввинского суда (см. Бет-дин): составлял различные контракты, брачные договоры (см. Ктубба) и разводные письма.
От писца требовалась тщательность в исполнении документа. В соответствии с Галахой, оплачивать работу писца должна та сторона, которая предположительно получает большую выгоду.
В настоящее время
В настоящее время большинство юридических документов выполняется типографским способом, однако разводное письмо должно быть написано профессиональным писцом.
В современном иврите слово софер (в отличие от софер стам) приобрело значение «писатель».