"hошаана Раба"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
м (консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | + | {{О_статье |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 1 | ||
| АВТОР1 = Raphael | | АВТОР1 = Raphael | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
- | '''"hошаана́ Раба́"''' (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה | + | '''"hошаана́ Раба́"''' (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה - "большая hошана"), "Великая Осанна" – седьмой день праздника [[Суккот]], последний день [[холь hа-моэд]], когда исполняются заповеди о [[сукка|сукке]] и о «четырех видах растений». |
- | Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день в утренней службе читают сразу все "hошанот" (распределенные, во время предшествующих дней Суккота, по одной на каждый день), а также проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава"). | + | Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день в [[Шахарит|утренней службе]] читают сразу все [["hошанот"]] (распределенные, во время предшествующих дней Суккота, по одной на каждый день), а также проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава"). |
День "hошаана Раба" воспринимается как граница между сезонами: кончается летнее время без дождей и начинается зима - которая, для успеха сельского хозяйства, должна быть максимально дождливой . Еврейская традиция относит к этому дню выносение в высших сферах решения о том, сколько выпадет дождей в грядущем году - и поэтому молитву о дожде. | День "hошаана Раба" воспринимается как граница между сезонами: кончается летнее время без дождей и начинается зима - которая, для успеха сельского хозяйства, должна быть максимально дождливой . Еврейская традиция относит к этому дню выносение в высших сферах решения о том, сколько выпадет дождей в грядущем году - и поэтому молитву о дожде. | ||
Строка 23: | Строка 24: | ||
Хотя [[Тора]] никак не выделяет "hошаана Раба" из числа дней [[холь hа-моэд]], издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер. | Хотя [[Тора]] никак не выделяет "hошаана Раба" из числа дней [[холь hа-моэд]], издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер. | ||
- | Традиция относит к | + | Традиция относит к [[пророк]]ам начала [[Второго Храма]] (Захарии, Хаггаю и Малахи) установление обычая возносить с молитвой ветви "[[арава]]", а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами, - ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь. |
== В традиции Каббалы == | == В традиции Каббалы == | ||
- | В текстах [[Хасидей Ашкеназ]] и в книге [[Зоhар]] "hошаана Раба" трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день Рош hа-Шана, согласно этому мнению, не завершается в | + | В текстах [[Хасидей Ашкеназ]] и в книге [[Зоhар]] "hошаана Раба" трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день [[Рош hа-Шана]], согласно этому мнению, не завершается в [[Йом-Киппур]], а продолжается; в "hошаана Раба", по образному выражению книги Зоhар, «последние записки выносят из дома Царя», то есть суд завершается. |
Поэтому обычаи "hошаана Раба" отчасти напоминают [[Йом Кипур]]; и в этот день особенно важны раскаяние и [[молитва]]. | Поэтому обычаи "hошаана Раба" отчасти напоминают [[Йом Кипур]]; и в этот день особенно важны раскаяние и [[молитва]]. | ||
== Обычаи праздника == | == Обычаи праздника == | ||
+ | В средние века в общинах Европы возник обычай выходить в полночь Хошана Рабба на улицу и при свете луны пытаться увидеть собственную тень: отсутствие тени считалось признаком близкой смерти, а ее ущербность — болезни. В те времена в Европе это [[Суеверие|суеверие]] было распространено даже среди неевреев. | ||
- | + | В новое время в виде дани обычаю принято посвящать эту ночь учению, с этой целью устраивают лекции и обсуждения. Для этого дня существует специальный "Тикун" (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года). | |
В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в [[Йом Кипур]]. | В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в [[Йом Кипур]]. | ||
Строка 39: | Строка 41: | ||
В большинстве [[сефард]]ских общин молитвы в "hошаана Раба" не отличаются от обычных молитв в [[холь hа-моэд]]. В [[ашкеназ]]ских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в [[Псукей Де-Зимра]], читаемые перед молитвой [[Шахарит]], включают также и те Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам. | В большинстве [[сефард]]ских общин молитвы в "hошаана Раба" не отличаются от обычных молитв в [[холь hа-моэд]]. В [[ашкеназ]]ских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в [[Псукей Де-Зимра]], читаемые перед молитвой [[Шахарит]], включают также и те Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам. | ||
- | После [["hалель"]] (или после [[Мусаф]]а) произносят "hошанот", и семь раз обходят вокруг [["бима"]]. После этого проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава"). | + | После [["hалель"]] (или после [[Мусаф]]а) произносят "hошанот", и семь раз обходят вокруг [["бима"]]. После этого проводят особую церемонию произнесения [["hошанот"]] с ветками ивы ("арава"). |
По некоторым обычаям устраивают праздничную трапезу. | По некоторым обычаям устраивают праздничную трапезу. | ||
Строка 45: | Строка 47: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|15463|Хоша‘на Рабба}} | |
- | + | ||
{{Еврейские праздники}} | {{Еврейские праздники}} | ||
- | |||
[[Категория:Календарь и праздники]] | [[Категория:Календарь и праздники]] | ||
+ | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]] |
Текущая версия на 20:44, 27 сентября 2012
Регулярная статья | |
Raphael | |
25/09/2011 | |
"hошаана́ Раба́" (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה - "большая hошана"), "Великая Осанна" – седьмой день праздника Суккот, последний день холь hа-моэд, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений».
Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день в утренней службе читают сразу все "hошанот" (распределенные, во время предшествующих дней Суккота, по одной на каждый день), а также проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава").
День "hошаана Раба" воспринимается как граница между сезонами: кончается летнее время без дождей и начинается зима - которая, для успеха сельского хозяйства, должна быть максимально дождливой . Еврейская традиция относит к этому дню выносение в высших сферах решения о том, сколько выпадет дождей в грядущем году - и поэтому молитву о дожде.
Содержание |
Обоснование праздника
Хотя Тора никак не выделяет "hошаана Раба" из числа дней холь hа-моэд, издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер.
Традиция относит к пророкам начала Второго Храма (Захарии, Хаггаю и Малахи) установление обычая возносить с молитвой ветви "арава", а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами, - ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь.
В традиции Каббалы
В текстах Хасидей Ашкеназ и в книге Зоhар "hошаана Раба" трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день Рош hа-Шана, согласно этому мнению, не завершается в Йом-Киппур, а продолжается; в "hошаана Раба", по образному выражению книги Зоhар, «последние записки выносят из дома Царя», то есть суд завершается.
Поэтому обычаи "hошаана Раба" отчасти напоминают Йом Кипур; и в этот день особенно важны раскаяние и молитва.
Обычаи праздника
В средние века в общинах Европы возник обычай выходить в полночь Хошана Рабба на улицу и при свете луны пытаться увидеть собственную тень: отсутствие тени считалось признаком близкой смерти, а ее ущербность — болезни. В те времена в Европе это суеверие было распространено даже среди неевреев.
В новое время в виде дани обычаю принято посвящать эту ночь учению, с этой целью устраивают лекции и обсуждения. Для этого дня существует специальный "Тикун" (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года).
В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в Йом Кипур.
В большинстве сефардских общин молитвы в "hошаана Раба" не отличаются от обычных молитв в холь hа-моэд. В ашкеназских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в Псукей Де-Зимра, читаемые перед молитвой Шахарит, включают также и те Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам.
После "hалель" (или после Мусафа) произносят "hошанот", и семь раз обходят вокруг "бима". После этого проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава").
По некоторым обычаям устраивают праздничную трапезу.
Источники
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Хоша‘на Рабба в ЭЕЭ
|
||
---|---|---|
Еврейские праздники
|
||