Паперна, Авраhам Яаков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Паперна, Аврахам Яаков''' (1840, Копыль, Минская губерния, – 1919, Одесса), писатель, литературный критик, педагог. Писал на [[Иврит Язык|иврите]] и на русском языке. Получил традиционное образование, испытал влияние [[Хаскала|Хаскалы]]. Обучался в раввинских семинариях в Житомире и Вильне. В 1868–1909 гг. преподавал основы еврейского вероучения в гимназиях в Плоцке и заведовал местным еврейским училищем. С 1862 г. начал публиковать стихи и статьи в [[«hа-Мелиц»]] и других еврейских периодических изданиях. В те же годы увлекся русской литературой и русской литературной критикой. В 1867 г. издал сборник статей «Канкан хадаш мале яшан» («Новый кувшин со старым вином»), в которых остроумно обличал риторику и псевдоклассицизм, царившие в то время в художественной литературе на иврите. В своих критических работах Паперна стремился дать читателю представление о европейских литературных течениях, выявляя одновременно слабости большей части еврейской «просветительской» литературы и отмечая ее, хотя и редкие, достижения. Произведения Паперны вызывали ожесточенную полемику. Особенно острые споры разгорелись вокруг брошюры Паперны «hа-драма бихлал ве-hа-иврит би-фрат» («Драма вообще и еврейская драма в частности», 1868), в которой он требовал от литературы прежде всего художественной простоты и жизненной правды, и опубликованной в «hа-Мелиц» (1869) «разгромной» рецензии Паперны на роман [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] «hа-авот ве-hа-баним» («Отцы и дети»).
+
'''Паперна, Аврахам Яаков''' (1840, Копыль, Минская губерния, – 1919, Одесса), писатель, литературный критик, педагог. Писал на [[Иврит Язык|иврите]] и на русском языке.  
 +
=== Биографические сведения ===
-
Во время длительного перерыва в писательской деятельности Паперна написал ряд учебников («Море сфат Русия» — учебник русского языка; «Мероц иггерот» — руководство по составлению писем /см. [[Письмовники]] /; «Краткая грамматика еврейского языка в катехизисной форме» — грамматика иврита, и другие), выдержавших многочисленные издания. В 1890-х гг. опубликовал ряд стихотворений и очерков, а также две книги: «Сихот хайот ве-офот» («Беседы животных и птиц», 1892) и «Мишлей hа-зман» («Современные басни», 1893), в которых выступил с острой критикой современной цивилизации. Вместе с [[Ковнер, Аврахам Ури|А. У. Ковнером]] и [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскиным]] Паперна поднял литературную критику на иврите до уровня обобщений, основанных на анализе литературных форм и на теориях эстетики.
+
Получил традиционное образование, испытал влияние [[Хаскала|Хаскалы]]. Обучался в раввинских семинариях в Житомире и Вильне.  
-
Из произведений Паперны на русском языке интерес представляют статья «О книгах Маккавейских» (журнал «Христианское чтение», 1872), книга о состоянии и нуждах начального еврейского образования ([[Хедер|хедеров]]) в России (1884), а также серия исторических очерков о еврейских общинных учреждениях в Польше. Наиболее значительны в художественном и познавательном отношении «Воспоминания» Паперны, напечатанные в сборнике «Пережитое», №2, №3 (1910, 1911), в которых даны яркие картины еврейской жизни в России 1850–60-х гг.
+
В 1868–1909 гг. преподавал основы еврейского вероучения в гимназиях в Плоцке и заведовал местным еврейским училищем.
 +
 
 +
С 1862 г. начал публиковать стихи и статьи в [[«hа-Мелиц»]] и других еврейских периодических изданиях.
 +
=== Критик ===
 +
 
 +
В те же годы увлекся русской литературой и русской литературной критикой. В 1867 г. издал сборник статей «Канкан хадаш мале яшан» («Новый кувшин со старым вином»), в которых остроумно обличал риторику и псевдоклассицизм, царившие в то время в художественной литературе на иврите.
 +
 
 +
В своих критических работах Паперна стремился дать читателю представление о европейских литературных течениях, выявляя одновременно слабости большей части еврейской «просветительской» литературы и отмечая ее, хотя и редкие, достижения.
 +
 
 +
Произведения Паперны вызывали ожесточенную полемику. Особенно острые споры разгорелись вокруг брошюры Паперны «hа-драма бихлал ве-hа-иврит би-фрат» («Драма вообще и еврейская драма в частности», 1868), в которой он требовал от литературы прежде всего художественной простоты и жизненной правды, и опубликованной в «hа-Мелиц» (1869) «разгромной» рецензии Паперны на роман [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] «hа-авот ве-hа-баним» («Отцы и дети»).
 +
 
 +
Во время длительного перерыва в писательской деятельности Паперна написал ряд учебников («Море сфат Русия» — учебник русского языка; «Мероц иггерот» — руководство по составлению писем /см. [[Письмовники]] /; «Краткая грамматика еврейского языка в катехизисной форме» — грамматика иврита, и другие), выдержавших многочисленные издания.
 +
 
 +
В 1890-х гг. опубликовал ряд стихотворений и очерков, а также две книги: «Сихот хайот ве-офот» («Беседы животных и птиц», 1892) и «Мишлей hа-зман» («Современные басни», 1893), в которых выступил с острой критикой современной цивилизации.
 +
 
 +
Вместе с [[Ковнер, Аврахам Ури|А. У. Ковнером]] и [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскиным]] Паперна поднял литературную критику на иврите до уровня обобщений, основанных на анализе литературных форм и на теориях эстетики.
 +
 
 +
Из произведений Паперны на русском языке интерес представляют статья «О книгах Маккавейских» (журнал «Христианское чтение», 1872), книга о состоянии и нуждах начального еврейского образования ([[Хедер|хедеров]]) в России (1884), а также серия исторических очерков о еврейских общинных учреждениях в Польше.  
 +
 
 +
Наиболее значительны в художественном и познавательном отношении «Воспоминания» Паперны, напечатанные в сборнике «Пережитое», №2, №3 (1910, 1911), в которых даны яркие картины еврейской жизни в России 1850–60-х гг.
{{ElevenCopyRight|13141|ПАПЕРНА Аврахам Яаков}}
{{ElevenCopyRight|13141|ПАПЕРНА Аврахам Яаков}}

Версия 11:41, 23 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Паперна, Аврахам Яаков (1840, Копыль, Минская губерния, – 1919, Одесса), писатель, литературный критик, педагог. Писал на иврите и на русском языке.

Биографические сведения

Получил традиционное образование, испытал влияние Хаскалы. Обучался в раввинских семинариях в Житомире и Вильне.

В 1868–1909 гг. преподавал основы еврейского вероучения в гимназиях в Плоцке и заведовал местным еврейским училищем.

С 1862 г. начал публиковать стихи и статьи в «hа-Мелиц» и других еврейских периодических изданиях.

Критик

В те же годы увлекся русской литературой и русской литературной критикой. В 1867 г. издал сборник статей «Канкан хадаш мале яшан» («Новый кувшин со старым вином»), в которых остроумно обличал риторику и псевдоклассицизм, царившие в то время в художественной литературе на иврите.

В своих критических работах Паперна стремился дать читателю представление о европейских литературных течениях, выявляя одновременно слабости большей части еврейской «просветительской» литературы и отмечая ее, хотя и редкие, достижения.

Произведения Паперны вызывали ожесточенную полемику. Особенно острые споры разгорелись вокруг брошюры Паперны «hа-драма бихлал ве-hа-иврит би-фрат» («Драма вообще и еврейская драма в частности», 1868), в которой он требовал от литературы прежде всего художественной простоты и жизненной правды, и опубликованной в «hа-Мелиц» (1869) «разгромной» рецензии Паперны на роман Менделе Мохер Сфарима «hа-авот ве-hа-баним» («Отцы и дети»).

Во время длительного перерыва в писательской деятельности Паперна написал ряд учебников («Море сфат Русия» — учебник русского языка; «Мероц иггерот» — руководство по составлению писем /см. Письмовники /; «Краткая грамматика еврейского языка в катехизисной форме» — грамматика иврита, и другие), выдержавших многочисленные издания.

В 1890-х гг. опубликовал ряд стихотворений и очерков, а также две книги: «Сихот хайот ве-офот» («Беседы животных и птиц», 1892) и «Мишлей hа-зман» («Современные басни», 1893), в которых выступил с острой критикой современной цивилизации.

Вместе с А. У. Ковнером и П. Смоленскиным Паперна поднял литературную критику на иврите до уровня обобщений, основанных на анализе литературных форм и на теориях эстетики.

Из произведений Паперны на русском языке интерес представляют статья «О книгах Маккавейских» (журнал «Христианское чтение», 1872), книга о состоянии и нуждах начального еврейского образования (хедеров) в России (1884), а также серия исторических очерков о еврейских общинных учреждениях в Польше.

Наиболее значительны в художественном и познавательном отношении «Воспоминания» Паперны, напечатанные в сборнике «Пережитое», №2, №3 (1910, 1911), в которых даны яркие картины еврейской жизни в России 1850–60-х гг.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАПЕРНА Аврахам Яаков в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация