Бар-мицва и бат-мицва
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (оформление) |
м (оформление) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
[[Файл:Bar Mitzvah in the Western Wall tunnel by David Shankbone.jpg|thumb|right|280px|Праздновение Бар-мицвы у [[Стена Плача|Стены Плача]] в [[Иерусалим]]е.]] | [[Файл:Bar Mitzvah in the Western Wall tunnel by David Shankbone.jpg|thumb|right|280px|Праздновение Бар-мицвы у [[Стена Плача|Стены Плача]] в [[Иерусалим]]е.]] | ||
'''Бар-мицва''' ({{lang-he|בַּר מִצְוָה}} — «сын заповеди»), '''бат-мицва́''' ({{lang-he|בַּת מִצְוָה}} — «дочь заповеди», в [[ашкеназы|ашкеназском]] произношении ''бас ми́цва'') — термины, применяющиеся в [[иудаизм]]е для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой [[совершеннолетие|совершеннолетия]]. | '''Бар-мицва''' ({{lang-he|בַּר מִצְוָה}} — «сын заповеди»), '''бат-мицва́''' ({{lang-he|בַּת מִצְוָה}} — «дочь заповеди», в [[ашкеназы|ашкеназском]] произношении ''бас ми́цва'') — термины, применяющиеся в [[иудаизм]]е для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой [[совершеннолетие|совершеннолетия]]. | ||
+ | == История == | ||
+ | Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена [[ТаНаХ]]а, [[Мишна|Мишны]] и [[Талмуд]]а. В книгах [[Книга Исход|Исход]] и [[Книга Числа|Числа]] возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в [[Мишна|Мишне]] как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: ''«С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди»''<ref>[[Пиркей Авот]], 5:21</ref>. | ||
+ | Термин «бар-мицва» впервые появляется в [[Талмуд]]е (БМ. 96а, V век) для обозначения человека, к которому применимы законы [[Тора|Торы]]. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет [[клятва|клятвы]] мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует {{Библия|Чис|6:2}}. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были ''«гадоль»'' («взрослый») и ''«бар-оншин''» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки. | ||
== Законы и обычаи == | == Законы и обычаи == | ||
Согласно [[Галаха|законам иудаизма]], когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих [[консервативный иудаизм|консервативных]] или [[Иудаизм реформистский|реформистских]] синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет. | Согласно [[Галаха|законам иудаизма]], когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих [[консервативный иудаизм|консервативных]] или [[Иудаизм реформистский|реформистских]] синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет. | ||
Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций [[иудаизм]]а несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни [[еврейская община|еврейской общины]]. | Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций [[иудаизм]]а несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни [[еврейская община|еврейской общины]]. | ||
- | == Ритуал == | + | === Ритуал === |
[[Файл: 10420_L.jpg|thumb|250px|left|Чтение Торы при обряде бар-мицва в древней крепости [[Масада]]. 1968. Государственное бюро печати Израиля]] | [[Файл: 10420_L.jpg|thumb|250px|left|Чтение Торы при обряде бар-мицва в древней крепости [[Масада]]. 1968. Государственное бюро печати Израиля]] | ||
В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка [[Тора|Торы]] и/или [[Хафтара|hафтары]] во время [[Шаббат]]а или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы. | В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка [[Тора|Торы]] и/или [[Хафтара|hафтары]] во время [[Шаббат]]а или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы. | ||
Строка 34: | Строка 37: | ||
Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами [[Тора|Торы]], и ведение ими [[богослужение|богослужения]]. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду [[харедим]] и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав [[ТаНаХ]]а, прочитать фрагменты других текстов (например, из [[Книга Эстер|Книги Эстер]] или [[Псалтирь|Псалмов]]) или молитвы из [[сиддур]]а. | Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами [[Тора|Торы]], и ведение ими [[богослужение|богослужения]]. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду [[харедим]] и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав [[ТаНаХ]]а, прочитать фрагменты других текстов (например, из [[Книга Эстер|Книги Эстер]] или [[Псалтирь|Псалмов]]) или молитвы из [[сиддур]]а. | ||
- | + | === Подарки === | |
+ | Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати ([[гематрия]] слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый [[талит]]. | ||
+ | === Вторая бар-мицва === | ||
+ | В среде религиозных [[евреи|евреев]] существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение. | ||
== Права и обязанности == | == Права и обязанности == | ||
С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают: | С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают: | ||
Строка 41: | Строка 47: | ||
* право обладать собственностью; | * право обладать собственностью; | ||
* право жениться; | * право жениться; | ||
- | * обязанность соблюдения всех [[613 заповедей | + | * обязанность соблюдения всех [[613 заповедей]] Торы. |
Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении [[тфиллин]]а во время [[Шахарит|утренней молитвы]]. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается [[раввин]] или один из самых уважаемых членов общины. [[Хасид]]ы течения [[Хабад]] считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без [[благословения]], а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по [[иврит]]у и основам религии. | Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении [[тфиллин]]а во время [[Шахарит|утренней молитвы]]. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается [[раввин]] или один из самых уважаемых членов общины. [[Хасид]]ы течения [[Хабад]] считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без [[благословения]], а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по [[иврит]]у и основам религии. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Бар-мицва в Израиле == | == Бар-мицва в Израиле == |
Версия 12:47, 19 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה — «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр. בַּת מִצְוָה — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.
Содержание |
История
Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена ТаНаХа, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди»[1].
Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (БМ. 96а, V век) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.
Законы и обычаи
Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.
Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.
Ритуал
В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или hафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.
Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого [то есть за сына]». В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первый Шабат после тринадцатилетия.
Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.
После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских, консервативных и некоторых ортодоксальных конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета.
Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).
Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.
Подарки
Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.
Вторая бар-мицва
В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.
Права и обязанности
С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:
- моральную ответственность за свои действия;
- право быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне;
- право обладать собственностью;
- право жениться;
- обязанность соблюдения всех 613 заповедей Торы.
Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении тфиллина во время утренней молитвы. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается раввин или один из самых уважаемых членов общины. Хасиды течения Хабад считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без благословения, а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по ивриту и основам религии.
Бар-мицва в Израиле
С 1967 г. в Израиле многие мальчики проводят ритуальную часть обряда бар-мицва у Западной стены. С этой же целью совершают специальное паломничество в Иерусалим многие евреи стран рассеяния.
Ссылки
- ↑ Пиркей Авот, 5:21
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.