Пайкин, Цви Хирш
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Композиторы по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 80: | Строка 80: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Композиторы по алфавиту]] |
Версия 20:56, 18 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Пайкин, Цви Хирш (1915, Царское Село, – 1997, Иерусалим), композитор и музыковед.
Содержание |
Биографические сведения
Его отец имел право на жительство в столице и ее окрестностях как часовщик и золотых дел мастер.
В семье любили еврейские народные песни, а также синагогальную музыку; отец был поклонником выдающегося кантора Г. Сироты.
Пайкин с детства проявлял музыкальные способности. После окончания средней школы был принят в музыкальное училище при Ленинградской консерватории.
В 1939 г. Пайкин был призван в армию, воевал, окончил войну в Берлине в рядах гвардейского артиллерийского дивизиона.
В Карлхорсте под Берлином солдатский хор исполнил песню Пайкина «Гвардейская победная», которая стала популярной.
После демобилизации Пайкин поступил на теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории.
Преподавал в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена на отделении народов Крайнего Севера.
Пайкин изучал и записывал фольклор народностей Севера, знакомился с музыкальными инструментами, интересовался образом жизни, верованиями и обычаями.
Около четырех лет Пайкин провел на Крайнем Севере, изучал фольклор чукчей и эскимосов.
Творчество
Советский период
В 1975 г. композитор написал серию песен на слова болгарских поэтов. Первой исполнительницей некоторых из них была его жена Хая Пайкина (родилась в 1918 г.).
Пайкин занимался и еврейским фольклором: по памяти записывал еврейские народные песни, к 1970 г. составил сборник из ста произведений и значительно пополнил его в дальнейшем.
В 1978 г. Пайкин подал заявление на выезд в Израиль, но получил отказ. С помощью известных ленинградских семитологов и гебраистов, в том числе И. Амусина, Пайкин изучал иврит, историю еврейского народа и еврейскую литературу (главным образом — средневековую поэзию).
В этот период Пайкин начал создавать музыкальные произведения на основе творчества Иехуды hа-Леви, Аврахама Ибн Эзры, Шломо Ибн Габирола.
Друг Пайкина, заведующий отделом семитологии государственной Публичной библиотеки в Ленинграде Л. Вильскер, обнаружил в архиве библиотеки неизвестные стихотворения Иехуды hа-Леви.
Пайкин написал к ним музыку и переслал свои произведения в Израиль, где их сразу начали исполнять.
За этим циклом последовали песни Пайкина на стихи других еврейских поэтов, в том числе Х. Н. Бялика.
Пайкин писал и собственные тексты на идиш («Фли, фейгеле» /«Лети, птичка»/) и на иврите («Арци» /«Моя страна»/, «Шана това» /«С новым годом»/).
Пайкин регулярно исполнял свои произведения на квартирах отказников (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1967–85 гг. Еврейское национальное движение после Шестидневной войны).
Он написал оперу о Иехуде hа-Леви. С помощью Л. Вильскера и Гиты Глускиной (см. Л. Вильскер) Пайкин написал либретто, а затем клавир.
Сочиняя либретто для балета «Масада», композитор консультировался у И. Амусина, автора книги «Кумранская община».
В 1988 г. в Израиле вышел сборник песен Пайкина «Либи бе-мизрах ве-анохи бе-ярктей цафон» («Сердце мое на Востоке, а я на Крайнем Севере»), предисловие к сборнику написали переводчик А. Ахарони и М. Копытман.
В Израиле
В 1988 г. Пайкин приехал в Израиль. Композитор сочинил здесь десятки песен на библейские тексты и тексты молитв, а также на слова современных еврейских поэтов — З. Телесина, Рахели Баумволь, Б. Гапонова и др.
Последнее произведение Пайкина — «Баллада о сожженном местечке» — написано по мотивам произведения У. Финкеля.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАЙКИН Цви Хирш в ЭЕЭ