Пророки (раздел ТаНаХа)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 11: Строка 12:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}
+
}}
-
{{Начало_работы}}
+
'''Невиим''' (נְבִיאִים - '''Пророки''') - второй раздел [[Танах|Танах]]а, включающий книги, написанные после входа евреев в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] и до [[Вавилонское изгнание|вавилонского изгнания]], при этом содержащие [[Библейские пророки|пророческие]] откровения.
-
Пророки ([[Невиим|Невиим]]) - второй раздел [[Танах|Танах]]а, включающий книги, написанные после входа евреев в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] и до [[Вавилонское изгнание|вавилонского изгнания]], при этом содержащие [[Библейские пророки|пророческие]] откровения.
+
== Содержание ==
 +
Включает повествовательные исторические книги (''Невиим ришоним'' - Ранние пророки) и собственно пророческие книги (''Невиим ахароним'' - Поздние пророки).
-
Раздел "Пророки" делится на Ранних (''Невиим ришоним'') и Поздних (''Невиим ахароним''). Ранние Пророки включают книги [[Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга|Йеѓошуа]], [[Шофтим (Судьи), библейская книга|Шофтим]], Первую и Вторую книги [[Шемуэль (Самуил), библейская книга|Шемуэля]], Первую и Вторую книги [[Мелахим (Цари), библейская книга|Мелахим]]. Поздние Пророки включают [[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Йешаяѓу]], [[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяѓу]], [[Йехезкель (Иезекиил), библейская книга|Йехезкель]] и сборник [[Трей асар|Трей асар]] (Двенадцать малых пророков).
+
Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители [[Талмуд]]а называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого [[Храм]]а<ref>Сота 9:12; Таан. 4:2 и др.</ref>, а поздними — пророков, живших после возвращения из [[Пленение Вавилонское|вавилонского пленения]]<ref>Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б</ref>.
-
{{Книги ТаНаХа}}
+
Ранние Пророки включают книги [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]], [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книгу]], I и II [[Самуила Книга|книги Самуила]] и I и II [[Царей Книга|книги Царей]], где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.
 +
Поздние Пророки включают [[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Йешаяѓу]], [[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяѓу]], [[Йехезкель (Иезекиил), библейская книга|Йеhезкель]], и двенадцать [[Пророки Малые|малых пророков]]: [[Хошеа Книга|Хошеа]], [[Иоэль]], [[Амос]], [[Овадия]], [[Иона]], [[Миха]], [[Нахум]], [[Хаваккук]], [[Цфания]], [[Хаггай]], [[Зхария]] и [[Мал’ахи]].
 +
По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Мал’ахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в [[Эсхатология|эсхатологическом]] [[Олам hа-Ба|будущем]].
 +
 +
Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела ''Пророки'' завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга [[Даниэль|Даниэля]] была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем [[Тора]], так как только она читалось перед народом во времена [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]]; Священное Писание [[Самаритяне|самаритян]], отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.
 +
 +
Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророки представлен в талмудическом трактате [[Бава Батра]] (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророки таков: Иехошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...». Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки. Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам). Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования.
 +
== Сноски ==<references/>
 +
{{ElevenCopyRight|13331|ПРОРОКИ КНИГИ}}
 +
{{Книги ТаНаХа}}
[[Категория:ТаНаХ]]
[[Категория:ТаНаХ]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]

Версия 20:18, 15 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Невиим (נְבִיאִים - Пророки) - второй раздел Танаха, включающий книги, написанные после входа евреев в Страну Израиля и до вавилонского изгнания, при этом содержащие пророческие откровения.

Содержание

Включает повествовательные исторические книги (Невиим ришоним - Ранние пророки) и собственно пророческие книги (Невиим ахароним - Поздние пророки).

Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители Талмуда называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого Храма[1], а поздними — пророков, живших после возвращения из вавилонского пленения[2].

Ранние Пророки включают книги Иехошуа бин Нуна, Судей Израилевых книгу, I и II книги Самуила и I и II книги Царей, где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.

Поздние Пророки включают Йешаяѓу, Ирмеяѓу, Йеhезкель, и двенадцать малых пророков: Хошеа, Иоэль, Амос, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хаваккук, Цфания, Хаггай, Зхария и Мал’ахи.

По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Мал’ахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в эсхатологическом будущем.

Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела Пророки завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга Даниэля была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем Тора, так как только она читалось перед народом во времена Эзры и Нехемии; Священное Писание самаритян, отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.

Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророки представлен в талмудическом трактате Бава Батра (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророки таков: Иехошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...». Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки. Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам). Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования.

== Сноски ==

  1. Сота 9:12; Таан. 4:2 и др.
  2. Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПРОРОКИ КНИГИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация