Хайон, Нехемия Хия Бен Моше

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Библиография из Еврейской энциклопедии)
Строка 36: Строка 36:
Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим [[Шабтай Цви|Шабтаем Цви]] и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии к ней.
Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим [[Шабтай Цви|Шабтаем Цви]] и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии к ней.
-
однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал в Иерусалим, Смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой, и в Иерусалиме он был изгнан, иерусалимские раввины, не читая его трудов, отметили их, как подлежащие сожжению. Он был вынужден покинуть Палестину, Хайон направился через Египет в Италию ([[1710]][[1711]]).
+
В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической [[Каббала|каббале]]). Вернувшись в [[Иерусалим]] (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула».  
 +
Там он утверждал, в частности, что [[иудаизм]] признаёт тройственную природу [[Бог]]а.
-
В [[Ливорно]] он признался местным раввинам, что является последователем Шабтая Цви.
+
Затем он поехал в Смирну. Он, по-видимому, намеревался опубликовать там книгу и найти жертвователей на создание в [[Иерусалим]]е планировавшейся им [[Иешива|иешивы]], однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал обратно в Иерусалим, смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой. Он был враждебно встречен иерусалимскими [[раввин]]ами, которые, не читая его трудов, отметили их как подлежащие сожжению.
-
В [[1711]] он прибыл в Венецию. Там опубликовал эссе о «Шма Исраэль».
+
Он был изгнан из [[Эрец-Исраэль]]. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11).  
-
В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической [[Каббала|каббале]]). Вернувшись в [[Иерусалим]] (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула». Затем он поехал в Смирну.  
+
== В Европе ==
 +
Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «[[Шма Исраэль]]».  
-
Он, по-видимому, намеревался опубликовать там книгу и найти жертвователей на создание в [[Иерусалим]]е планировавшейся им [[Иешива|иешивы]]. По возвращении он был враждебно встречен иерусалимскими [[раввин]]ами, что вынудило его покинуть [[Эрец-Исраэль]]. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. [[Шма]]). В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
+
В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]].  
-
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. [[Сефарды]]) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. [[Ашкеназы]]) [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]]. В разгоревшейся полемике сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
+
Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
 +
 
 +
В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических [[Каббала|каббалистических]] текстах, и критиковал взгляды [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего.
 +
 
 +
<!--
 +
В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения.
 +
-->
 +
 
 +
Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией.
 +
 
 +
Он несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры"  {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}})  Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества.
 +
 
 +
Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из [[ортодокс]]ального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества [[дёнме]] в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
 +
 
 +
== Скандал в Амстердаме ==
 +
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству [[раввин]] [[сефард]]ской (португальской) общины Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином [[ашкеназ]]ской общины [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]].  
 +
 
 +
23 июля 1713 руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона.  
 +
 
 +
В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
 +
 
 +
В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием [[ашкеназ]]ийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству.
 +
 
 +
В разгоревшейся полемике 13 августа сефардский [[Бейт-дин]] поддержал Хайона,  постановив реабилитировать его, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский [[бейт-дин]] был прав.
 +
 
 +
Однако по причине войны памфлетов  Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная. По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
 +
 
 +
== Конец жизни ==
 +
В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания [[Каббала|каббалы]] и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
 +
 
 +
После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он не был допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
 +
 
 +
Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
== Источники ==
== Источники ==
Строка 71: Строка 105:
{{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}}
{{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}}
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
В [[Прага|Праге]] еврейские учёнык оказали Хайону восторженный приём. Однако появился слух о связях Хайона с  сектой [[дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, в [[1713]] он в Берлине опубликовал «Оз лелохим». Это сочинение уже ходило в рукописях как текст от самого Шабтая Цви и было знакомо многим учёным. В комментариях Хайон критиковал [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Абрахам Мигель|Мигеля Кардозо]], утверждая, что трактат основан на классической каббале, хотя по содержанию трактат почти повторял идеи Кардозо.
 
-
 
-
Хайон сформулировал принципы начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием и несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры"  {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}})  Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества.
 
-
 
-
В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения.
 
-
 
-
В июне [[1713]] Хайон поехал  в [[Амстердам]], где у него нашлись сторонники и противники. Его поддерживал лидер португальской общины Шломо Айлон, но высказывался резко против раввин ашкеназской общины Цви Хирш бен Яков Ашкенази, который обвинял его в саббатианстве. [[23 июля]] [[1713]] руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству. 13 августа португальская община постановила реабилитировать Хайона, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. Однако по причине войны памфлетов  Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная.
 
-
 
-
По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
 
-
 
-
 
-
В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
 
-
 
-
После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он небыл допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме  его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
 
-
 
-
Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
 
== Литература ==
== Литература ==
Строка 101: Строка 112:
[[Категория:Саббатианство,франкизм]]
[[Категория:Саббатианство,франкизм]]
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:История евреев по странам]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Версия 13:08, 7 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Хайон, Нехемия Хия бен Моше (1655? – 1730?), (см. каббалист) саббатианского толка. Много путешествовал и перемещался по различным странам. Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками.

Содержание

Начало жизни и молодость

Отец Хайона родился и жил в Сараево (Босния); отправившись в Эрец-Исраэль, он несколько лет провел в Египте, где и родился Хайон.

Ребенком Хайон был привезен в Эрец-Исраэль, жил в Шхеме и Иерусалиме. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился.

Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в Белграде вплоть до захвата города Австрией в 1688 г.

Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в Италию для выкупа белградских пленников. По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в Ливорно. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов Салоник, он стал членом раввината Скопье (Македония).

Около 1695 г. Хайон вернулся в Эрец-Исраэль, несколько лет жил в Шхеме. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых Цфата.

Каббалистика и саббатианство

С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы Мессианские движениямессианства Шабтая Цви, однако основывается на саббатианских принципах.

Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим Шабтаем Цви и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии к ней.

В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула». Там он утверждал, в частности, что иудаизм признаёт тройственную природу Бога.

Затем он поехал в Смирну. Он, по-видимому, намеревался опубликовать там книгу и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им иешивы, однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал обратно в Иерусалим, смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой. Он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, которые, не читая его трудов, отметили их как подлежащие сожжению.

Он был изгнан из Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11).

В Европе

Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Шабтая Цви. В 1711 г. в Венеции Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль».

В Праге Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой дёнме в Салониках.

Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с Лейбом Просницем. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Шабтая Цви.

В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды Натана из Газы и Михаэля Аврахама Кардозо, хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего.


Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией.

Он несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры" ивр. תלת אתונמיהמד ירשק‎) Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "Шхина", представляющая собою женское начало Божества.

Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги Зохар и сочинений И. Лурии. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)

Скандал в Амстердаме

В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в Амстердам, где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской (португальской) общины Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины Цви Хирш бен Яаков Ашкенази.

23 июля 1713 руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона.

В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).

В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству.

В разгоревшейся полемике 13 августа сефардский Бейт-дин поддержал Хайона, постановив реабилитировать его, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бейт-дин был прав.

Однако по причине войны памфлетов Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная. По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.

Конец жизни

В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.

После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он не был допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.

Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.

Источники

Библиография из Еврейской энциклопедии

  • Johann Christoph Wolf, Bibliotheca Hebræa iii.828 et seq., iv.928 et seq.;
  • Jost, Geschichte des Israelitischen Volkes, ii.363 et seq., 468 et seq.;
  • —, Geschichte des Judenthums und Seiner Sekten, iii.177 et seq.;
  • D. Kahana, Eben ha-Ṭo'im, pp. 64 et seq.;
  • Jacob Emden, Megillat Sefer, ed. Kahana, pp. 25, 30-32, 34, 39, 58, 117, 118;
  • Adolf Neubauer, Cat. Bodl. Hebr. MSS. p. 760;
  • Heinrich Graetz, Geschichte x.309 et seq., 468 et seq.;
  • Leser Landshuth, Ammude ha-'Abodah, p. 282;
  • Joseph Perles, Geschichte der Juden in Posen, pp. 79 et seq.;
  • Moritz Steinschneider, Cat. Bodl. cols. 2054 et seq.;
  • Winter and Wünsche, Die Jüdische Litteratur, ii.73;
  • Miktab me-R. Abraham Segre, in Berliner's Magazin, Hebr. part, 1890, xvii.15;
  • D. Kaufmann, Samson Wertheimer, p. 97, note 1;
  • —, in Ha-Ḥoḳer, ii.11, Vienna, 1894;
  • Abraham Berliner, Geschichte der Juden in Rom, ii.75;
  • Ha-Ẓad Ẓebi, Preface, Amsterdam, 1713.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше в ЭЕЭ

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация