Берлинер, Авраам (Адольф)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ЕЭБЕ | ВИКИПЕДИЯ = | ПРЕДЫДУЩИЙ = Берлин, Яков | СЛЕДУЮЩИЙ = Берлинер, Эмиль | СПИСОК = 14 }} [[Фа…»)
Следующая правка →
Версия 12:31, 7 сентября 2012
Берлинер, Авраам (Адольф) // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913.
Берлинер, Авраам (Адольф) — историк; род. в Obersitzko (провинция Познань) в 1833 г., где и получил первоначальное образование под руководством отца, местного учителя. Б., продолжая заниматься у раввинов, подготовлялся в то же время к поступлению в Лейпцигский университет, который и окончил со степенью доктора философии. Некоторое время он был проповедником и учителем в Арнсвальде, а в 1865 г. был вызван в Берлин для заведования «религиозным» училищем общества «Хебрат шас». Позже Б. занял место профессора еврейской истории и литературы в раввинской семинарии, основанной в 1873 г. Гильдесгеймером. Еще в 1866 году Б. стал известен в ученом мире, как издатель библейского комментария Раши; свою славу он упрочил целым рядом выдающихся сочинений по истории культуры немецких евреев в средние века, истории римских евреев и папской цензуры еврейских книг. Для изучения истории римских евреев Б. неоднократно был командирован германским правительством в итальянские архивы и библиотеки. В течение двух лет (1874—75) Берлинер издавал «Magazin für jüdische Geschiente und Literatur», а в 1876—1893 гг. продолжал это издание вместе с Давидом Гофманном под названием «Magazin für die Wissenschaft des Judentums». Блогодаря энергии Б. распавшееся было общество издания старых еврейских книг «Mekize Nirdamim» возродилось в 1885 г., и с тех пор Б. состоит его председателем. В памфлете «Prof. Paul de Lagarde, nach seiner Natur gezeichnet» (1887) Б. выступил апологетом еврейства против нападок Лагарда, обвинявшего еврейских ученых в дилетантизме. Когда в 80-х годах 19 века снова возбуждены были против евреев обвинения в ритуальных преступлениях, Б. в 1888 г. перевел на немецкий язык записку кардинала Ганганелли ο лживости этих обвинений. — Ортодокс по своим убеждениям (он состоит членом коллегии представителей консерватиивной берлинской общины Adath Israel), Б. никогда не был фанатиком; как ученый, он всегда работал вместе с либеральными представителями еврейства, и в сборнике, изданном по случаю 70-летнего юбилея Штейншнейдера (1886), Б. дал полный список сочинений и статей юбиляра. — О всеобщем уважении к Б. среди еврейских ученых свидетельствует, между прочим, сборник, изданный в честь его собственного 70-летнего юбилея А. Фрейманом и М. Гильдесгеймером, — Festschrift zum siebzigsten Geburtstage A. Berliners; здесь на немецком, еврейском, английском и итальянском языках помещены 44 статьи европейских и американских друзей и учеников Б.; среди них находятся такие крупные ученые, как Бахер, Гольдцигер, Гиршфельд, Бубер, Барт, Гюдеманн, Гаркави, Штейншнейдер, Познанский, Шехтер и мн. др. Особый интерес представляют опубликованные в сборнике 40 писем Давида Кауфмана к Б. (с 1884 г. обоих связывала тесная дружба). — Главнейшие сочинения Б.: Raschi, Commentar zum Pentateuch, 1866; Aus dem inneren Leben der deutschen Juden im Mittelalter, 1871, 2-e изд. 1900 (еврейский перевод, изд. Ахиасафа); Pletath Soferim, Beiträgezurjüdisch. Schriftauslegung im Mittelalter, 1872; Jesod Olam, das älteste bekannte dramat. Gedicht in hebr. Sprache von Mose Sacut, 1874; Migdal Chananel, über Leben u. Schriften R. Chananels in Kairuan, 1876; Die Massorah zum Targum Onkelos, 1875, 1877; Ein Gang durch die Bibliotheken Italiens, 1877; R. Jesaja Berlin, eine biogr. Skizze, 1879; Beiträge zur hebr. Grammatik im Talmud und Midrasch, 1879; Hebr. Grabschriften in Italien, 1881; Persönliche Beziehungen zwischen Juden u. Christen im Mittel alter, 1882; Beiträge zur Geographie u. Ethnographie Babyloniens im Talmud und Midrasch, 1884; Targum Onkelos (лучшее издание), 1884; Aus den letzten Tagen d. römischen Ghetto, 1886; Censur und Konfiscation hebr. Bücher im Kirchenstaate, 1891; Geschichte d. Juden in Rom, 3 т., 1893; Über den Einfluss des ersten hebr. Buchdrucks auf d. Kultus u. die Kultur d. Juden, 1896; Aus meiner Bibliothek, ein Beitrag zur Bibliographie u. Typographie, 1898; Zur Charakteristik Raschis, 1900; Beiträge zur Gesch. der Raschikommentare, 1900. Более подробный указатель сочинений Б., а также всех его статей, рецензий и заметок в различных периодических изданиях с 1866 по 1903 г., составил А. Фрейман для упомянутого юбилейного сборника. — Ср.: Sokolow, Sefer Zikkaron, 1889, 13; Reines, Dor we-Chachamaw. [Статья Deutsch’а, в J. E., III, 84—85, с доп.].
Раздел5.