Хайон, Нехемия Хия Бен Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Хайон, Нехемия Хия Бен Моше (ЭЕЭ)» в «Хайон, Нехемия Хия Бен Моше»: Не с чем консолидировать) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
}} | }} | ||
+ | '''Хайон, Нехемия Хия бен Моше''' (1655? – 1730?), (см. [[Каббала|каббалист]]) [[саббатианство|саббатианского толка]]. Много путешествовал и перемещался по различным странам. Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками. | ||
+ | == Биография == | ||
+ | Отец Хайона родился и жил в [[Сараево]] (Босния); отправившись в [[Эрец-Исраэль]], он несколько лет провел в [[Египет|Египте]], где и родился Хайон. | ||
+ | Ребенком Хайон был привезен в [[Эрец-Исраэль]], жил в [[Шхем]]е и [[Иерусалим]]е. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился. | ||
+ | Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в [[Белград]]е вплоть до захвата города Австрией в 1688 г. | ||
+ | Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в [[Италия|Италию]] для [[Пленных выкуп|выкупа белградских пленников]]. По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в [[Ливорно]]. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов [[Салоники|Салоник]], он стал членом раввината Скопье ([[Македония]]). | ||
+ | Около 1695 г. Хайон вернулся в [[Эрец-Исраэль]], несколько лет жил в [[Шхем]]е. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых [[Цфат]]а. | ||
- | + | == Каббалистика == | |
- | + | ||
С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы мессианства Саббатая Цви (см. [[Мессия]]), однако основывается на саббатианских принципах. Хайон объявил себя автором приписываемой Саббатаю Цви его последователями брошюры «Раза демехейманута» («Тайна веры»). Он изменил название на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и приступил к составлению подробного комментария к ней. В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале (см. [[Каббала. Практическая каббала]]). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула», который, приехав в Смирну, он, по-видимому, намеревался опубликовать и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им [[Иешива|иешивы]]. По возвращении в Иерусалим он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, что вынудило его покинуть Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. [[Шма]]). В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.) | С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы мессианства Саббатая Цви (см. [[Мессия]]), однако основывается на саббатианских принципах. Хайон объявил себя автором приписываемой Саббатаю Цви его последователями брошюры «Раза демехейманута» («Тайна веры»). Он изменил название на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и приступил к составлению подробного комментария к ней. В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале (см. [[Каббала. Практическая каббала]]). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула», который, приехав в Смирну, он, по-видимому, намеревался опубликовать и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им [[Иешива|иешивы]]. По возвращении в Иерусалим он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, что вынудило его покинуть Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. [[Шма]]). В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.) | ||
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. [[Сефарды]]) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. [[Ашкеназы]]) [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]]. В разгоревшейся полемике сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи). | В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. [[Сефарды]]) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. [[Ашкеназы]]) [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]]. В разгоревшейся полемике сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи). | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | * КЕЭ, том 9, кол. 556–558 | ||
{{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}} | {{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Хайона всё время увлекался каббалой и был хорошо знаком с [[саббатианство]]м. Однако он занимался скорее теоретическими принципами, и старался не касаться обсуждения мессианства [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. | ||
+ | |||
+ | Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим Шабтаем Цви и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии. | ||
+ | |||
+ | До 1702 он жил в [[Розетта|Розетте]], потом опять вернувшись в Иерусалим, а потом перебрался в (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], а потом в [[Смирна|Смирну]]. Он искал место для публикации своего трактата «Мехейманута де-хула» и организовать иешиву в Иерусалиме, однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал в Иерусалим, Смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой, и в Иерусалиме он был изгнан, иерусалимские раввины, не читая его трудов, отметили их, как подлежащие сожжению. Он был вынужден покинуть Палестину, Хайон направился через Египет в Италию ([[1710]]–[[1711]]). | ||
+ | |||
+ | В [[Ливорно]] он признался местным раввинам, что является последователем Шабтая Цви. | ||
+ | |||
+ | В [[1711]] он прибыл в Венецию. Там опубликовал эссе о «Шма Исраэль». | ||
+ | |||
+ | В [[Прага|Праге]] еврейские учёнык оказали Хайону восторженный приём. Однако появился слух о связях Хайона с сектой [[дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, в [[1713]] он в Берлине опубликовал «Оз лелохим». Это сочинение уже ходило в рукописях как текст от самого Шабтая Цви и было знакомо многим учёным. В комментариях Хайон критиковал [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Абрахам Мигель|Мигеля Кардозо]], утверждая, что трактат основан на классической каббале, хотя по содержанию трактат почти повторял идеи Кардозо. | ||
+ | |||
+ | Хайон сформулировал принципы начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием и несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры" {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}}) Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества. | ||
+ | |||
+ | В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения. | ||
+ | |||
+ | В июне [[1713]] Хайон поехал в [[Амстердам]], где у него нашлись сторонники и противники. Его поддерживал лидер португальской общины Шломо Айлон, но высказывался резко против раввин ашкеназской общины Цви Хирш бен Яков Ашкенази, который обвинял его в саббатианстве. [[23 июля]] [[1713]] руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству. 13 августа португальская община постановила реабилитировать Хайона, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. Однако по причине войны памфлетов Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная. | ||
+ | |||
+ | По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия. | ||
+ | |||
+ | После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он небыл допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма. | ||
+ | |||
+ | Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо. | ||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
+ | * {{ЭЕЭ|14414|Хайон Нехемия Хия бен Моше}} | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]] |
+ | [[Категория:Саббатианство,франкизм]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] |
Версия 11:18, 7 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Хайон, Нехемия Хия бен Моше (1655? – 1730?), (см. каббалист) саббатианского толка. Много путешествовал и перемещался по различным странам. Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками.
Содержание |
Биография
Отец Хайона родился и жил в Сараево (Босния); отправившись в Эрец-Исраэль, он несколько лет провел в Египте, где и родился Хайон.
Ребенком Хайон был привезен в Эрец-Исраэль, жил в Шхеме и Иерусалиме. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился.
Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в Белграде вплоть до захвата города Австрией в 1688 г.
Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в Италию для выкупа белградских пленников. По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в Ливорно. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов Салоник, он стал членом раввината Скопье (Македония).
Около 1695 г. Хайон вернулся в Эрец-Исраэль, несколько лет жил в Шхеме. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых Цфата.
Каббалистика
С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы мессианства Саббатая Цви (см. Мессия), однако основывается на саббатианских принципах. Хайон объявил себя автором приписываемой Саббатаю Цви его последователями брошюры «Раза демехейманута» («Тайна веры»). Он изменил название на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и приступил к составлению подробного комментария к ней. В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале (см. Каббала. Практическая каббала). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула», который, приехав в Смирну, он, по-видимому, намеревался опубликовать и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им иешивы. По возвращении в Иерусалим он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, что вынудило его покинуть Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в Венеции Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. Шма). В Праге Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой дёнме в Салониках. Хайон отправился через Моравию и Силезию в Берлин, где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды Натана из Газы и Михаэля Аврахама Кардозо, хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги Зохар и сочинений И. Лурии. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в Амстердам, где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. Сефарды) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. Ашкеназы) Цви Хирш бен Яаков Ашкенази. В разгоревшейся полемике сефардский бет-дин поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
Источники
- КЕЭ, том 9, кол. 556–558
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше в ЭЕЭ
Хайона всё время увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Однако он занимался скорее теоретическими принципами, и старался не касаться обсуждения мессианства Шабтая Цви.
Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим Шабтаем Цви и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии.
До 1702 он жил в Розетте, потом опять вернувшись в Иерусалим, а потом перебрался в (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, а потом в Смирну. Он искал место для публикации своего трактата «Мехейманута де-хула» и организовать иешиву в Иерусалиме, однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал в Иерусалим, Смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой, и в Иерусалиме он был изгнан, иерусалимские раввины, не читая его трудов, отметили их, как подлежащие сожжению. Он был вынужден покинуть Палестину, Хайон направился через Египет в Италию (1710–1711).
В Ливорно он признался местным раввинам, что является последователем Шабтая Цви.
В 1711 он прибыл в Венецию. Там опубликовал эссе о «Шма Исраэль».
В Праге еврейские учёнык оказали Хайону восторженный приём. Однако появился слух о связях Хайона с сектой дёнме в Салониках. Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с Лейбом Просницем. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, в 1713 он в Берлине опубликовал «Оз лелохим». Это сочинение уже ходило в рукописях как текст от самого Шабтая Цви и было знакомо многим учёным. В комментариях Хайон критиковал Натана из Газы и Мигеля Кардозо, утверждая, что трактат основан на классической каббале, хотя по содержанию трактат почти повторял идеи Кардозо.
Хайон сформулировал принципы начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием и несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры" ивр. תלת אתונמיהמד ירשק) Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "Шхина", представляющая собою женское начало Божества.
В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения.
В июне 1713 Хайон поехал в Амстердам, где у него нашлись сторонники и противники. Его поддерживал лидер португальской общины Шломо Айлон, но высказывался резко против раввин ашкеназской общины Цви Хирш бен Яков Ашкенази, который обвинял его в саббатианстве. 23 июля 1713 руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству. 13 августа португальская община постановила реабилитировать Хайона, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. Однако по причине войны памфлетов Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная.
По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он небыл допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
Литература
- Статья «Хайон Нехемия Хия бен Моше» в Электронной еврейской энциклопедии