Хайон, Нехемия Хия Бен Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Хайон, Нехемия}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕ…») |
м (переименовал «Хайон, Нехемия Хия Бен Моше (ЭЕЭ)» в «Хайон, Нехемия Хия Бен Моше»: Не с чем консолидировать) |
Версия 10:59, 7 сентября 2012
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Хайон, Нехемия
Источник: | ||||||||
|
Хайон, Нехемия Хия Бен Моше (1655? – 1730?), каббалист (см. Каббала) саббатианского толка (см. Саббатай Цви). Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками. Отец Хайона родился и жил в Сараево (Босния); отправившись в Эрец-Исраэль, он несколько лет провел в Египте, где и родился Хайон. Ребенком Хайон был привезен в Эрец-Исраэль, жил в Шхеме и Иерусалиме. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился. Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в Белграде вплоть до захвата города Австрией в 1688 г. Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в Италию для выкупа белградских пленников (см. Пленных выкуп). По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в Ливорно. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов Салоник, он стал членом раввината Скопье (Македония). Около 1695 г. Хайон вернулся в Эрец-Исраэль, несколько лет жил в Шхеме. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых Цфата.
С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы мессианства Саббатая Цви (см. Мессия), однако основывается на саббатианских принципах. Хайон объявил себя автором приписываемой Саббатаю Цви его последователями брошюры «Раза демехейманута» («Тайна веры»). Он изменил название на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и приступил к составлению подробного комментария к ней. В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале (см. Каббала. Практическая каббала). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула», который, приехав в Смирну, он, по-видимому, намеревался опубликовать и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им иешивы. По возвращении в Иерусалим он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, что вынудило его покинуть Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в Венеции Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. Шма). В Праге Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой дёнме в Салониках. Хайон отправился через Моравию и Силезию в Берлин, где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды Натана из Газы и Михаэля Аврахама Кардозо, хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги Зохар и сочинений И. Лурии. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в Амстердам, где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. Сефарды) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. Ашкеназы) Цви Хирш бен Яаков Ашкенази. В разгоревшейся полемике сефардский бет-дин поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше в ЭЕЭ