Оксиринх (Еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 37: | Строка 37: | ||
Его разнородное, в большинстве египетско-греческое население насчитывало около 30 тыс. жителей в римский период и 15–20 тыс. человек в византийский период. | Его разнородное, в большинстве египетско-греческое население насчитывало около 30 тыс. жителей в римский период и 15–20 тыс. человек в византийский период. | ||
== Еврейская община == | == Еврейская община == | ||
- | === | + | === Первое упоминание === |
+ | |||
Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города. | Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города. | ||
=== Первый – второй век === | === Первый – второй век === | ||
+ | |||
Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать [[Гетто|гетто]]. | Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать [[Гетто|гетто]]. | ||
Строка 45: | Строка 47: | ||
Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними. | Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними. | ||
+ | === Третий век === | ||
+ | |||
+ | Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы. | ||
+ | |||
+ | Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. [[Кирьят-Оно]], [[Ор-Иехуда]]) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату. | ||
+ | |||
+ | Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами. | ||
+ | === Четвертый - пятый век === | ||
+ | |||
+ | Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка [[Иврит Язык|иврит]]: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`). | ||
+ | |||
+ | Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы. | ||
- | + | Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось. | |
- | + | Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для [[Синагога|синагоги]]. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют. | |
{{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}} | {{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}} |
Версия 19:05, 5 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Оксиринх (по-гречески, по названию рыбы, а также полудрагоценного камня, древнеегипское название п-р-м-д, коптское — Пемдже, современное — деревня Ал-Бахнаса), город в Среднем Египте, в 400 км южнее Александрии, между Нилом и Ливийской пустыней, на левом берегу канала Бахр-Юсуф.
Содержание |
История
Город папирусов
Известен как «город папирусов» — место, где были найдены (главным образом в результате раскопок английских и итальянских ученых в конце 19 в. – начале 20 в.) многие тысячи документов и литературных памятников (в основном на греческом языке) римского и византийского периодов. Большинство папирусов эллинистической эпохи погибло под воздействием влаги.
Экономический, административный и культурный центр
Оксиринх был крупным экономическим, транзитным, административным и культурным центром, в римское время сильно эллинизированным, интеллектуально тесно связанным с Александрией, в византийский период — важным центром христианской культуры и монашества.
Его разнородное, в большинстве египетско-греческое население насчитывало около 30 тыс. жителей в римский период и 15–20 тыс. человек в византийский период.
Еврейская община
Первое упоминание
Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города.
Первый – второй век
Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать гетто.
Евреи Оксиринха активно участвовали в кровопролитном восстании 115–117 гг. (см. Египет), закончившемся поражением, разгромом еврейской общины и физическим уничтожением евреев, конфискацией еврейского имущества.
Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.
Третий век
Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы.
Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. Кирьят-Оно, Ор-Иехуда) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату.
Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.
Четвертый - пятый век
Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка иврит: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`).
Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы.
Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось.
Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для синагоги. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.