Осипович, Наум
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Осипович, Наум Маркович» в «Осипович, Наум») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Осипович, Наум Маркович''' (1870, город Очаков, ныне Николаевская область, Украина, – 1937, Одесса), русский писатель. | + | '''Осипович, Наум Маркович''' (1870, город Очаков, ныне Николаевская область, Украина, – 1937, Одесса), русский писатель. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | В 1910–12 гг. в Петербурге двумя изданиями вышло Собрание сочинений Осиповича в четырех томах (4-е изд. в трех томах — Николаев, 1931). Были также опубликованы сборники рассказов: «В забытом краю» (1911), «По чужой дороге» (1917), «Похищение Зоси», «Провокатор» (оба — 1926), «Пахари» (1934) и другие. Первые рассказы и очерки Осиповича (в духе так называемой народнической беллетристики) о жизни ссыльных в тяжелых заполярных условиях, проникнутые чувством любви к природе и людям, отмеченные лирическим психологизмом и точностью бытовых зарисовок («Дамка», «Средь шумного бала», «Homo sum» и другие), получили благожелательный отзыв критики. Как правило, место действия в его произведениях — революционное подполье, тюрьма (порой на Балканах, как в рассказах «В казематах крепости», «Кара-Гёол»), ссылка или [[Черта Оседлости|черта оседлости]]. В значительной части его рассказов и повестей описаны жизнь и быт евреев юга России («У воды», «Книга», «Философия Зелика Кнака» и другие), но и в произведениях на другие темы почти всегда появляются характерные образы евреев («Дамка», «Средь шумного бала», «Звонок. Повесть усталого человека» и другие). Рассказы «За что?», «Охота», «Фейгеле», «Семья Арона Рабиновича», «Поверил», «На военном совете» и другие в той или иной степени затрагивают темы еврейских [[Погромы|погромов]] (особенно «кровавый разлив» 1905 г.), беззащитности еврейских масс, героизма еврейской революционной молодежи и ее чуждости русской народной среде («Поверил»). Осипович иногда использовал еврейские народные легенды для пробуждения национального самосознания и призыва еврейского народа к борьбе и отмщению врагам («Арфа Гетана», 1910, — о разрушении Второго [[Храм|храма]]). В романе «Натан Маймон» (другое название «Логика»; 1912) описана жизнь бездомных еврейских интеллигентов, находящихся одновременно под влиянием «толстовства» и революционных идей. В художественном отношении выделяется не лишенная автобиографичности повесть «У воды» (1912) из жизни черноморских евреев-рыбаков, красочно рисующая их своеобразный быт и нравы. | + | Сын рыбака. В 1885 г., окончив шестиклассное училище, переехал в Одессу, где готовился к поступлению в университет. |
+ | |||
+ | Сблизился с кружком народовольцев (приверженцев взглядов Г. Лопатина); в 1886 г. вступил в организацию «Народная воля» и поступил рабочим на завод с целью революционной агитации. | ||
+ | |||
+ | В том же году был арестован. После трех лет тюрьмы был сослан в Колымский округ, где два года провел вместе с [[Богораз, Владимир Германович|В. Богоразом]] и [[Иохельсон, Владимир Ильич|В. Иохельсоном]] (всего в тюрьмах и ссылках находился 18 лет). | ||
+ | |||
+ | В 1900 г. по поручению [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]] исследовал степень грамотности еврейского населения Бессарабской губернии. | ||
+ | === Литературная деятельность === | ||
+ | |||
+ | Результатом этой работы стали первые полубеллетристические очерки Осиповича — «В черте оседлости», опубликованные в [[«Восход»|«Восходе»]] (№12, 1902; написанный до того рассказ «За что?» был изъят цензурой из январского номера «Восхода» за 1902 г.). | ||
+ | |||
+ | С этих публикаций началась литературная деятельность Осиповича и сотрудничество в многочисленных периодических изданиях (иногда под псевдонимом Макар), в том числе и русско-еврейских («Еврейский мир», «Еврейская неделя», «Новый восход» и другие). | ||
+ | |||
+ | В 1910–12 гг. жил в Швейцарии, где окончил (1912) Высшую школу социальных наук. В 1913–18 гг. в Одессе был фактическим редактором «художественно-литературного иллюстрированного журнала для еврейских детей» — «Колосья». | ||
+ | |||
+ | Этот журнал и его приложения (составителем некоторых из них был Осипович — например, «Образцы библейской поэзии. Стихи и поэмы на сюжеты из Библии», тт. 1–2, 1915–16) ставили целью формирование национального самосознания еврейских подростков. В 1919–26 гг. Осипович — председатель правления Южного товарищества писателей. | ||
+ | |||
+ | В 1910–12 гг. в Петербурге двумя изданиями вышло Собрание сочинений Осиповича в четырех томах (4-е изд. в трех томах — Николаев, 1931). Были также опубликованы сборники рассказов: «В забытом краю» (1911), «По чужой дороге» (1917), «Похищение Зоси», «Провокатор» (оба — 1926), «Пахари» (1934) и другие. | ||
+ | |||
+ | Первые рассказы и очерки Осиповича (в духе так называемой народнической беллетристики) о жизни ссыльных в тяжелых заполярных условиях, проникнутые чувством любви к природе и людям, отмеченные лирическим психологизмом и точностью бытовых зарисовок («Дамка», «Средь шумного бала», «Homo sum» и другие), получили благожелательный отзыв критики. Как правило, место действия в его произведениях — революционное подполье, тюрьма (порой на Балканах, как в рассказах «В казематах крепости», «Кара-Гёол»), ссылка или [[Черта Оседлости|черта оседлости]]. | ||
+ | |||
+ | В значительной части его рассказов и повестей описаны жизнь и быт евреев юга России («У воды», «Книга», «Философия Зелика Кнака» и другие), но и в произведениях на другие темы почти всегда появляются характерные образы евреев («Дамка», «Средь шумного бала», «Звонок. Повесть усталого человека» и другие). Рассказы «За что?», «Охота», «Фейгеле», «Семья Арона Рабиновича», «Поверил», «На военном совете» и другие в той или иной степени затрагивают темы еврейских [[Погромы|погромов]] (особенно «кровавый разлив» 1905 г.), беззащитности еврейских масс, героизма еврейской революционной молодежи и ее чуждости русской народной среде («Поверил»). | ||
+ | |||
+ | Осипович иногда использовал еврейские народные легенды для пробуждения национального самосознания и призыва еврейского народа к борьбе и отмщению врагам («Арфа Гетана», 1910, — о разрушении Второго [[Храм|храма]]). | ||
+ | |||
+ | В романе «Натан Маймон» (другое название «Логика»; 1912) описана жизнь бездомных еврейских интеллигентов, находящихся одновременно под влиянием «толстовства» и революционных идей. | ||
+ | |||
+ | В художественном отношении выделяется не лишенная автобиографичности повесть «У воды» (1912) из жизни черноморских евреев-рыбаков, красочно рисующая их своеобразный быт и нравы. | ||
{{ElevenCopyRight|13102|ОСИПОВИЧ Наум Маркович}} | {{ElevenCopyRight|13102|ОСИПОВИЧ Наум Маркович}} |
Версия 20:15, 3 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Осипович, Наум Маркович (1870, город Очаков, ныне Николаевская область, Украина, – 1937, Одесса), русский писатель.
Биографические сведения
Сын рыбака. В 1885 г., окончив шестиклассное училище, переехал в Одессу, где готовился к поступлению в университет.
Сблизился с кружком народовольцев (приверженцев взглядов Г. Лопатина); в 1886 г. вступил в организацию «Народная воля» и поступил рабочим на завод с целью революционной агитации.
В том же году был арестован. После трех лет тюрьмы был сослан в Колымский округ, где два года провел вместе с В. Богоразом и В. Иохельсоном (всего в тюрьмах и ссылках находился 18 лет).
В 1900 г. по поручению Общества для распространения просвещения между евреями в России исследовал степень грамотности еврейского населения Бессарабской губернии.
Литературная деятельность
Результатом этой работы стали первые полубеллетристические очерки Осиповича — «В черте оседлости», опубликованные в «Восходе» (№12, 1902; написанный до того рассказ «За что?» был изъят цензурой из январского номера «Восхода» за 1902 г.).
С этих публикаций началась литературная деятельность Осиповича и сотрудничество в многочисленных периодических изданиях (иногда под псевдонимом Макар), в том числе и русско-еврейских («Еврейский мир», «Еврейская неделя», «Новый восход» и другие).
В 1910–12 гг. жил в Швейцарии, где окончил (1912) Высшую школу социальных наук. В 1913–18 гг. в Одессе был фактическим редактором «художественно-литературного иллюстрированного журнала для еврейских детей» — «Колосья».
Этот журнал и его приложения (составителем некоторых из них был Осипович — например, «Образцы библейской поэзии. Стихи и поэмы на сюжеты из Библии», тт. 1–2, 1915–16) ставили целью формирование национального самосознания еврейских подростков. В 1919–26 гг. Осипович — председатель правления Южного товарищества писателей.
В 1910–12 гг. в Петербурге двумя изданиями вышло Собрание сочинений Осиповича в четырех томах (4-е изд. в трех томах — Николаев, 1931). Были также опубликованы сборники рассказов: «В забытом краю» (1911), «По чужой дороге» (1917), «Похищение Зоси», «Провокатор» (оба — 1926), «Пахари» (1934) и другие.
Первые рассказы и очерки Осиповича (в духе так называемой народнической беллетристики) о жизни ссыльных в тяжелых заполярных условиях, проникнутые чувством любви к природе и людям, отмеченные лирическим психологизмом и точностью бытовых зарисовок («Дамка», «Средь шумного бала», «Homo sum» и другие), получили благожелательный отзыв критики. Как правило, место действия в его произведениях — революционное подполье, тюрьма (порой на Балканах, как в рассказах «В казематах крепости», «Кара-Гёол»), ссылка или черта оседлости.
В значительной части его рассказов и повестей описаны жизнь и быт евреев юга России («У воды», «Книга», «Философия Зелика Кнака» и другие), но и в произведениях на другие темы почти всегда появляются характерные образы евреев («Дамка», «Средь шумного бала», «Звонок. Повесть усталого человека» и другие). Рассказы «За что?», «Охота», «Фейгеле», «Семья Арона Рабиновича», «Поверил», «На военном совете» и другие в той или иной степени затрагивают темы еврейских погромов (особенно «кровавый разлив» 1905 г.), беззащитности еврейских масс, героизма еврейской революционной молодежи и ее чуждости русской народной среде («Поверил»).
Осипович иногда использовал еврейские народные легенды для пробуждения национального самосознания и призыва еврейского народа к борьбе и отмщению врагам («Арфа Гетана», 1910, — о разрушении Второго храма).
В романе «Натан Маймон» (другое название «Логика»; 1912) описана жизнь бездомных еврейских интеллигентов, находящихся одновременно под влиянием «толстовства» и революционных идей.
В художественном отношении выделяется не лишенная автобиографичности повесть «У воды» (1912) из жизни черноморских евреев-рыбаков, красочно рисующая их своеобразный быт и нравы.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОСИПОВИЧ Наум Маркович в ЭЕЭ