Хазанович, Иосиф Аронович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 17: | Строка 17: | ||
В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в [[Берлин]]е (во время франко-прусской войны). | В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в [[Берлин]]е (во время франко-прусской войны). | ||
+ | === Участие в Ховевей-Цион === | ||
В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в [[Белосток|Белостоке]], работал врачом. Примкнув к движению [[Ховевей Цион]],<ref>Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.</ref> а затем к ордену [[Бней-Моше]], загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в [[Иерусалим]]е. | В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в [[Белосток|Белостоке]], работал врачом. Примкнув к движению [[Ховевей Цион]],<ref>Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.</ref> а затем к ордену [[Бней-Моше]], загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в [[Иерусалим]]е. | ||
В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] группы палестинофилов посетил [[Эрец-Исраэль]]. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего». | В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] группы палестинофилов посетил [[Эрец-Исраэль]]. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего». | ||
- | Возвратившись в [[Россия|Россию]], выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в [[Россия|России]] и за границей) книгопродавцами и антиквариями | + | === Создание еврейской библиотеки === |
+ | Возвратившись в [[Россия|Россию]], выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в [[Россия|России]] и за границей) книгопродавцами и антиквариями. | ||
- | + | Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества. | |
+ | Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в [[Белосток]]е огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в [[Иерусалим]]. | ||
+ | |||
+ | В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи [[Бней-Брит]] «Мидраш Абраванель» (основана в 1892 году). Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов [[Ишув|ишува]]. | ||
+ | Ныне — [[Национальная библиотека Израиля]]). | ||
+ | |||
+ | === Сионистские конгрессы === | ||
В конце 1890-х гг. примкнул к [[сионист]]скому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал [[Уганды План|Уганды план]], полностью доверяя стратегии и тактике [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Делегат от евреев [[Россия|России]] на ряде [[Сионистский всемирный конгресс|Всемирных сионистских конгрессов]]. | В конце 1890-х гг. примкнул к [[сионист]]скому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал [[Уганды План|Уганды план]], полностью доверяя стратегии и тактике [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Делегат от евреев [[Россия|России]] на ряде [[Сионистский всемирный конгресс|Всемирных сионистских конгрессов]]. | ||
- | В | + | === Война и смерть === |
+ | В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне, созданной [[Карпас, Моисей Юдович|М. Ю Карпасом]] и умер в разгар событий гражданской войны. | ||
+ | |||
+ | == Библиотека == | ||
+ | В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на [[иврит]]е), взяла под покровительство Всемирная [[Сионистская Организация|сионистская организация]]. Библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г. была передана [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейскому университету в Иерусалиме]] и получила название [[Еврейская национальная и университетская библиотека]]. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 44: | Строка 56: | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 10:54, 1 сентября 2012
Регулярная статья | |
Участник: Karkaix | |
Иосиф Аронович Хазанович (1844, Гониондз Белостокского уезда Гродненской губернии, по другим данным Гродно — 1919, Екатеринослав) — общественный деятель и филантроп, один из основателей Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме.
Содержание |
Биография
В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в Берлине (во время франко-прусской войны).
Участие в Ховевей-Цион
В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в Белостоке, работал врачом. Примкнув к движению Ховевей Цион,[1] а затем к ордену Бней-Моше, загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в Иерусалиме.
В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной Ш. Могилевером группы палестинофилов посетил Эрец-Исраэль. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего».
Создание еврейской библиотеки
Возвратившись в Россию, выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в России и за границей) книгопродавцами и антиквариями.
Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества.
Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в Белостоке огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в Иерусалим.
В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи Бней-Брит «Мидраш Абраванель» (основана в 1892 году). Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов ишува. Ныне — Национальная библиотека Израиля).
Сионистские конгрессы
В конце 1890-х гг. примкнул к сионистскому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал Уганды план, полностью доверяя стратегии и тактике Т. Герцля. Делегат от евреев России на ряде Всемирных сионистских конгрессов.
Война и смерть
В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне, созданной М. Ю Карпасом и умер в разгар событий гражданской войны.
Библиотека
В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на иврите), взяла под покровительство Всемирная сионистская организация. Библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г. была передана Еврейскому университету в Иерусалиме и получила название Еврейская национальная и университетская библиотека.
Ссылки
- В Российской Еврейской Энциклопедии
- На сайте «Биография.ру»
- Александр Быстряков, Сионистское движение в Екатеринославе.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЗАНОВИЧ Иосеф в ЭЕЭ
Сноски
- ↑ Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.