Нуссбаум, Феликс
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
До 1935 г. Нуссбаум оставался в Италии, после чего уехал в Бельгию, жил попеременно в Брюсселе и Остенде. | До 1935 г. Нуссбаум оставался в Италии, после чего уехал в Бельгию, жил попеременно в Брюсселе и Остенде. | ||
+ | === Творческий путь === | ||
Участвовал в выставках в Брюсселе (1935) и Париже (1938). В 1937–38 гг. состоялась его персональная выставка в Гааге. | Участвовал в выставках в Брюсселе (1935) и Париже (1938). В 1937–38 гг. состоялась его персональная выставка в Гааге. | ||
Строка 49: | Строка 50: | ||
Большинство работ Нуссбаума собрано в Музее истории культуры в городе Оснабрюк. | Большинство работ Нуссбаума собрано в Музее истории культуры в городе Оснабрюк. | ||
+ | === Особенности творчества === | ||
- | В работах Нуссбаума, посвященных традиции, содержатся элементы дискуссии с ортодоксальным иудаизмом («Два еврея», «Интерьер синагоги в Оснабрюке», 1926, Музей истории культуры, Оснабрюк; «Художник в мастерской», 1931, частное собрание, Мюнхен | + | В работах Нуссбаума, посвященных традиции, содержатся элементы дискуссии с ортодоксальным иудаизмом («Два еврея», «Интерьер синагоги в Оснабрюке», 1926, Музей истории культуры, Оснабрюк; «Художник в мастерской», 1931, частное собрание, Мюнхен). |
- | + | Ранние работы Нуссбаума свидетельствуют об увлечении художника творчеством Ван Гога («Аллея надгробий в Арле», 1929, Музей истории культуры, Оснабрюк), а также «наивным искусством» Анри Руссо («Сумасшедшая площадь», 1931, Берлинская галерея, Берлин). | |
- | Резкое изменение стиля Нуссбаума произошло с 1940 г. Нуссбаум сумел передать трагическую суть своей эпохи. Художник изображает гибель своего народа, гибель цивилизации («Проклятые», 1944; «Сен-Сиприен», 1942; «Шарманщик», 1942–43, все — Музей истории культуры, Оснабрюк). Трагизмом преисполнены последние автопортреты («Автопортрет в саване», 1942, Берлинская галерея; «Автопортрет с еврейским паспортом и звездой Давида», 1943, Музей истории культуры, Оснабрюк). Последняя картина Нуссбаума — «Триумф Смерти» (апрель 1944 г., Музей истории культуры, Оснабрюк) — апокалиптическое видение катастрофы человечества. | + | Произведениям Нуссбаума раннего периода свойственна своеобразная ирония, особенно в автопортретах 1930-х гг. («Автопортрет с подрамником», 1935, частное собрание, Беер-Товия; «Автопортрет с братом», 1937, Музей истории культуры, Оснабрюк). |
+ | |||
+ | Большое впечатление на Нуссбаум произвело знакомство с бельгийским живописцем Дж. Энсором и его фантастическими видениями («Маски и кошка», 1935, Музей истории культуры, Оснабрюк). В произведениях конца 1930-х гг. сквозит тревога, предчувствие надвигающейся беды («Лес мачт», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк). | ||
+ | |||
+ | Эта тревога проявляется в автопортретах («Автопортрет с цветком яблони», 1939, частное собрание) и даже в тонко написанных натюрмортах («Натюрморт с решетчатым окном», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк), в которых присутствует чувство одиночества. | ||
+ | |||
+ | Резкое изменение стиля Нуссбаума произошло с 1940 г. Нуссбаум сумел передать трагическую суть своей эпохи. | ||
+ | |||
+ | Художник изображает гибель своего народа, гибель цивилизации («Проклятые», 1944; «Сен-Сиприен», 1942; «Шарманщик», 1942–43, все — Музей истории культуры, Оснабрюк). | ||
+ | |||
+ | Трагизмом преисполнены последние автопортреты («Автопортрет в саване», 1942, Берлинская галерея; «Автопортрет с еврейским паспортом и звездой Давида», 1943, Музей истории культуры, Оснабрюк). | ||
+ | |||
+ | Последняя картина Нуссбаума — «Триумф Смерти» (апрель 1944 г., Музей истории культуры, Оснабрюк) — апокалиптическое видение катастрофы человечества. | ||
{{ElevenCopyRight|13018|НУССБАУМ Феликс}} | {{ElevenCopyRight|13018|НУССБАУМ Феликс}} | ||
- | |||
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] |
Версия 13:58, 31 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Нуссбаум, Феликс (Nussbaum, Felix; 1904, Оснабрюк, Германия, – 1944, Освенцим), немецкий художник.
Биографические сведения
Родился в еврейской буржуазной семье. В 1922 г. поступил в Государственную школу прикладного искусства в Гамбурге, в 1923 г. учился в частной художественной школе в Берлине.
В 1928–29 гг. путешествовал по Бельгии и Южной Франции по следам своего любимого художника В. Ван Гога.
В 1928–30 гг. учился у рисовальщика и офортиста Г. Мейда в Академии искусств в Берлине.
В 1929 г. открыл мастерскую в Берлине вместе с художницей Фельке (Фейгой) Платек (1899–1944).
В 1932 г Нуссбаум получил стипендию Академии искусств и поселился в Риме. В 1933 г. сгорела его берлинская мастерская (подозревали поджог), а нацисты лишили Нуссбаума стипендии.
До 1935 г. Нуссбаум оставался в Италии, после чего уехал в Бельгию, жил попеременно в Брюсселе и Остенде.
Творческий путь
Участвовал в выставках в Брюсселе (1935) и Париже (1938). В 1937–38 гг. состоялась его персональная выставка в Гааге.
В 1940 г., когда немецкие войска оккупировали Бельгию, Нуссбаум был арестован и отправлен в лагерь для интернированных Сен-Сиприен (Франция), бежал из лагеря и вернулся в Брюссель, где жил на полулегальном положении.
В 1942 г. был вынужден уйти в подполье и прятал свои произведения у знакомых, продолжая творческую работу.
Последняя большая картина Нуссбаума написана в апреле 1944 г. В июне Нуссбаум и Фельке Платек были арестованы и депортированы в Освенцим. За месяц до освобождения Освенцима войсками союзников оба погибли.
Большинство работ Нуссбаума собрано в Музее истории культуры в городе Оснабрюк.
Особенности творчества
В работах Нуссбаума, посвященных традиции, содержатся элементы дискуссии с ортодоксальным иудаизмом («Два еврея», «Интерьер синагоги в Оснабрюке», 1926, Музей истории культуры, Оснабрюк; «Художник в мастерской», 1931, частное собрание, Мюнхен).
Ранние работы Нуссбаума свидетельствуют об увлечении художника творчеством Ван Гога («Аллея надгробий в Арле», 1929, Музей истории культуры, Оснабрюк), а также «наивным искусством» Анри Руссо («Сумасшедшая площадь», 1931, Берлинская галерея, Берлин).
Произведениям Нуссбаума раннего периода свойственна своеобразная ирония, особенно в автопортретах 1930-х гг. («Автопортрет с подрамником», 1935, частное собрание, Беер-Товия; «Автопортрет с братом», 1937, Музей истории культуры, Оснабрюк).
Большое впечатление на Нуссбаум произвело знакомство с бельгийским живописцем Дж. Энсором и его фантастическими видениями («Маски и кошка», 1935, Музей истории культуры, Оснабрюк). В произведениях конца 1930-х гг. сквозит тревога, предчувствие надвигающейся беды («Лес мачт», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк).
Эта тревога проявляется в автопортретах («Автопортрет с цветком яблони», 1939, частное собрание) и даже в тонко написанных натюрмортах («Натюрморт с решетчатым окном», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк), в которых присутствует чувство одиночества.
Резкое изменение стиля Нуссбаума произошло с 1940 г. Нуссбаум сумел передать трагическую суть своей эпохи.
Художник изображает гибель своего народа, гибель цивилизации («Проклятые», 1944; «Сен-Сиприен», 1942; «Шарманщик», 1942–43, все — Музей истории культуры, Оснабрюк).
Трагизмом преисполнены последние автопортреты («Автопортрет в саване», 1942, Берлинская галерея; «Автопортрет с еврейским паспортом и звездой Давида», 1943, Музей истории культуры, Оснабрюк).
Последняя картина Нуссбаума — «Триумф Смерти» (апрель 1944 г., Музей истории культуры, Оснабрюк) — апокалиптическое видение катастрофы человечества.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НУССБАУМ Феликс в ЭЕЭ