Ницше, Фридрих

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Ницше, Фридрих (ЭЕЭ)» в «Ницше, Фридрих»)
Строка 28: Строка 28:
Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и [[Иудаизм|иудаизм]], дают основания для разных и даже противоположных оценок.
Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и [[Иудаизм|иудаизм]], дают основания для разных и даже противоположных оценок.
-
=== Репутация антисемита ===  
+
=== Антисемитизм ===  
Репутацию антисемита и провозвестника новейшего [[Антисемитизм|антисемитизма]] принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории.  
Репутацию антисемита и провозвестника новейшего [[Антисемитизм|антисемитизма]] принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории.  
Строка 40: Строка 40:
Относительно [[Библия|Библии]] Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исклю­чи­тельной натуры. Это принадлежность расы».
Относительно [[Библия|Библии]] Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исклю­чи­тельной натуры. Это принадлежность расы».
-
 
+
=== Положительные высказывания о евреях ===
-
 
+
-
 
+
Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение.  
Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение.  
Строка 54: Строка 52:
Ницше высоко ценил творчество [[Гейне, Генрих|Генриха Гейне]] (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]], [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], [[Мендельсон, Феликс|Ф. Мендельсона]] и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.
Ницше высоко ценил творчество [[Гейне, Генрих|Генриха Гейне]] (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]], [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], [[Мендельсон, Феликс|Ф. Мендельсона]] и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.
 +
=== Доктрина Ницше - философия национал-социализма ===
 +
[[Национал-Социализм|Национал-социализм]] не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше.
-
[[Национал-Социализм|Национал-социализм]] не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше. С ней и с композитором [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнером]] Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма.
+
С ней и с композитором [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнером]] Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма.
=== Влияние Ницше на ивритскую литературу ===
=== Влияние Ницше на ивритскую литературу ===
Строка 64: Строка 64:
{{ElevenCopyRight|12989|НИЦШЕ Фридрих}}
{{ElevenCopyRight|12989|НИЦШЕ Фридрих}}
-
 
-
 
-
[[Категория:Категории к расформированию:ДИАСПОРА:Политическая власть. Взаимоотношения общества и евреев]]
 

Версия 16:20, 29 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ницше, Фридрих (Nitze, Friedrich; 1844, Рёккен, Саксония, – 1900, Веймар), немецкий философ и поэт.

Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и иудаизм, дают основания для разных и даже противоположных оценок.

Содержание

Антисемитизм

Репутацию антисемита и провозвестника новейшего антисемитизма принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории.

Понимая под изначальным и вечным смыслом человеческой истории творение высшей красоты, совершенной гармонии и утонченной культуры, на которое способно лишь избранное меньшинство, и считая любые ограничения и препятствия, мешающие этому меньшинству выполнять свое предназначение, противоречащими истинной природе человека (отсюда его учения о естественном неравенстве людей, о «воле к власти», о «сверхчеловеке», находящемся по ту сторону добра и зла, и т. д.), Ницше стал в непримиримую оппозицию к христианству, а через него и к иудаизму и евреям.

Непростительное преступление евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти и дала возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе.

В подобном контексте и дает Ницше свои принципиальные оценки («Антихристианин», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» и другие): «Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом «быть или не быть», с внушающей ужас сознательностью предпочли «быть» какою бы то ни было ценой; и этой ценой было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, как и внешнего... Евреи вместе с этим — самый роковой народ во всемирной истории: своим дальнейшим влиянием они настолько извратили человечество, что еще теперь христианин может чувствовать себя антииудеем, не понимая, что он есть последний логический вывод иудаизма».

Отношение к Библии

Относительно Библии Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исклю­чи­тельной натуры. Это принадлежность расы».

Положительные высказывания о евреях

Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение.

Суждение, типичное для Ницше: евреи — народ, «у которого по нашей вине была самая скорбная история в сравнении с другими народами, который дал самый чистый тип мудреца (Б. Спинозу) и производящую могучее влияние Книгу, и нравственный закон, имевший сильное действие».

Неоценимой считал Ницше роль евреев в создании европейской культуры: «...в самые темные эпохи средних веков, когда азиатская грозовая туча нависла над Европой, еврейские свободные мыслители, ученые и врачи крепко держали знамя просвещения и умственной независимости и защищали Европу от Азии, несмотря на то, что подвергались насилию и находились в самых тяжелых условиях».

О современном ему еврействе Ницше писал: «Нет никакого сомнения в том, что из всех живущих в настоящее время в Европе рас самая сильная, самая живучая и самая чистая — это евреи», — и считал, что в будущей сильной смешанной европейской расе евреи — весьма «пригодный и желательный ингредиент».

Ницше высоко ценил творчество Генриха Гейне (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха, Ф. Мендельсона и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.

Доктрина Ницше - философия национал-социализма

Национал-социализм не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше.

С ней и с композитором В. Р. Вагнером Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма.

Влияние Ницше на ивритскую литературу

Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на иврит новую литературу, особенно на М. И. Бердичевского, И. Х. Бреннера и Ш. Черниховского, а также на идеологию некоторых течений раннего сионизма, резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции. Восторженным поклонником Ницше является и представитель ультраортодоксальной группы Наторей карта А. Л. Вайсфиш (родился в 1929 г.?).

Перевод сочинений Ницше на иврит осуществлен И. Элдадом (в 4-х томах, 1968–69).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НИЦШЕ Фридрих в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация