Ницше, Фридрих
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Ницше, Фридрих''' (Nitze, Friedrich; 1844, Рёккен, Саксония, – 1900, Веймар), немецкий философ и поэт. Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и [[Иудаизм|иудаизм]], дают основания для разных и даже противоположных оценок. | + | '''Ницше, Фридрих''' (Nitze, Friedrich; 1844, Рёккен, Саксония, – 1900, Веймар), немецкий философ и поэт. |
+ | |||
+ | Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и [[Иудаизм|иудаизм]], дают основания для разных и даже противоположных оценок. | ||
+ | === Репутация антисемита === | ||
+ | |||
+ | Репутацию антисемита и провозвестника новейшего [[Антисемитизм|антисемитизма]] принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории. | ||
+ | |||
+ | Понимая под изначальным и вечным смыслом человеческой истории творение высшей красоты, совершенной гармонии и утонченной культуры, на которое способно лишь избранное меньшинство, и считая любые ограничения и препятствия, мешающие этому меньшинству выполнять свое предназначение, противоречащими истинной природе человека (отсюда его учения о естественном неравенстве людей, о «воле к власти», о «сверхчеловеке», находящемся по ту сторону добра и зла, и т. д.), Ницше стал в непримиримую оппозицию к [[Христианство|христианству]], а через него и к иудаизму и евреям. | ||
+ | |||
+ | Непростительное преступление евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти и дала возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе. | ||
+ | |||
+ | В подобном контексте и дает Ницше свои принципиальные оценки («Антихристианин», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» и другие): «Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом «быть или не быть», с внушающей ужас сознательностью предпочли «быть» какою бы то ни было ценой; и этой ценой было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, как и внешнего... Евреи вместе с этим — самый роковой народ во всемирной истории: своим дальнейшим влиянием они настолько извратили человечество, что еще теперь христианин может чувствовать себя антииудеем, не понимая, что он есть последний логический вывод иудаизма». | ||
+ | ==== Отношение к Библии ==== | ||
+ | |||
+ | Относительно [[Библия|Библии]] Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исключительной натуры. Это принадлежность расы». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение. | ||
+ | |||
+ | Суждение, типичное для Ницше: евреи — народ, «у которого по нашей вине была самая скорбная история в сравнении с другими народами, который дал самый чистый тип мудреца ([[Спиноза, Барух|Б. Спинозу]]) и производящую могучее влияние Книгу, и нравственный закон, имевший сильное действие». | ||
+ | |||
+ | Неоценимой считал Ницше роль евреев в создании европейской культуры: «...в самые темные эпохи средних веков, когда азиатская грозовая туча нависла над Европой, еврейские свободные мыслители, ученые и врачи крепко держали знамя просвещения и умственной независимости и защищали Европу от Азии, несмотря на то, что подвергались насилию и находились в самых тяжелых условиях». | ||
+ | |||
+ | О современном ему еврействе Ницше писал: «Нет никакого сомнения в том, что из всех живущих в настоящее время в Европе рас самая сильная, самая живучая и самая чистая — это евреи», — и считал, что в будущей сильной смешанной европейской расе евреи — весьма «пригодный и желательный ингредиент». | ||
+ | |||
+ | Ницше высоко ценил творчество [[Гейне, Генрих|Генриха Гейне]] (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]], [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], [[Мендельсон, Феликс|Ф. Мендельсона]] и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии. | ||
- | |||
- | |||
[[Национал-Социализм|Национал-социализм]] не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше. С ней и с композитором [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнером]] Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма. | [[Национал-Социализм|Национал-социализм]] не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше. С ней и с композитором [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнером]] Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма. | ||
+ | === Влияние Ницше на ивритскую литературу === | ||
Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новую литературу]], особенно на [[Бердичевский|М. И. Бердичевского]], [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннера]] и [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]], а также на идеологию некоторых течений раннего [[Сионизм|сионизма]], резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции. Восторженным поклонником Ницше является и представитель ультраортодоксальной группы [[Наторей Карта|Наторей карта]] А. Л. Вайсфиш (родился в 1929 г.?). | Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новую литературу]], особенно на [[Бердичевский|М. И. Бердичевского]], [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннера]] и [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]], а также на идеологию некоторых течений раннего [[Сионизм|сионизма]], резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции. Восторженным поклонником Ницше является и представитель ультраортодоксальной группы [[Наторей Карта|Наторей карта]] А. Л. Вайсфиш (родился в 1929 г.?). |
Версия 16:05, 29 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Ницше, Фридрих (Nitze, Friedrich; 1844, Рёккен, Саксония, – 1900, Веймар), немецкий философ и поэт.
Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и иудаизм, дают основания для разных и даже противоположных оценок.
Репутация антисемита
Репутацию антисемита и провозвестника новейшего антисемитизма принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории.
Понимая под изначальным и вечным смыслом человеческой истории творение высшей красоты, совершенной гармонии и утонченной культуры, на которое способно лишь избранное меньшинство, и считая любые ограничения и препятствия, мешающие этому меньшинству выполнять свое предназначение, противоречащими истинной природе человека (отсюда его учения о естественном неравенстве людей, о «воле к власти», о «сверхчеловеке», находящемся по ту сторону добра и зла, и т. д.), Ницше стал в непримиримую оппозицию к христианству, а через него и к иудаизму и евреям.
Непростительное преступление евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти и дала возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе.
В подобном контексте и дает Ницше свои принципиальные оценки («Антихристианин», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» и другие): «Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом «быть или не быть», с внушающей ужас сознательностью предпочли «быть» какою бы то ни было ценой; и этой ценой было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, как и внешнего... Евреи вместе с этим — самый роковой народ во всемирной истории: своим дальнейшим влиянием они настолько извратили человечество, что еще теперь христианин может чувствовать себя антииудеем, не понимая, что он есть последний логический вывод иудаизма».
Отношение к Библии
Относительно Библии Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исключительной натуры. Это принадлежность расы».
Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение.
Суждение, типичное для Ницше: евреи — народ, «у которого по нашей вине была самая скорбная история в сравнении с другими народами, который дал самый чистый тип мудреца (Б. Спинозу) и производящую могучее влияние Книгу, и нравственный закон, имевший сильное действие».
Неоценимой считал Ницше роль евреев в создании европейской культуры: «...в самые темные эпохи средних веков, когда азиатская грозовая туча нависла над Европой, еврейские свободные мыслители, ученые и врачи крепко держали знамя просвещения и умственной независимости и защищали Европу от Азии, несмотря на то, что подвергались насилию и находились в самых тяжелых условиях».
О современном ему еврействе Ницше писал: «Нет никакого сомнения в том, что из всех живущих в настоящее время в Европе рас самая сильная, самая живучая и самая чистая — это евреи», — и считал, что в будущей сильной смешанной европейской расе евреи — весьма «пригодный и желательный ингредиент».
Ницше высоко ценил творчество Генриха Гейне (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха, Ф. Мендельсона и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.
Национал-социализм не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше. С ней и с композитором В. Р. Вагнером Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма.
Влияние Ницше на ивритскую литературу
Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на иврит новую литературу, особенно на М. И. Бердичевского, И. Х. Бреннера и Ш. Черниховского, а также на идеологию некоторых течений раннего сионизма, резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции. Восторженным поклонником Ницше является и представитель ультраортодоксальной группы Наторей карта А. Л. Вайсфиш (родился в 1929 г.?).
Перевод сочинений Ницше на иврит осуществлен И. Элдадом (в 4-х томах, 1968–69).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НИЦШЕ Фридрих в ЭЕЭ