Зелоты

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
-
}}  
+
|ПУБЛИКАЦИИ=
-
   
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}   
-
{{не путать|Зилоты|зилотами}}
+
'''Зелоты''' (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи [[Второго Храма]], вылившемся в [[Иудейская Война I|восстание 66–73 гг. н. э.]].
-
'''Зело́ты''' (от {{lang-el|ζηλωτής}}, букв. «ревнитель, приверженец», {{lang-he|קנאים}}, ''канаим'') — социально-политическое и религиозно-[[эсхатология|эсхатологическое]] течение в [[Иудея|Иудее]], возникшее в эпоху [[Маккавеи|Маккавеев]] во 2-й половине [[I век до н. э.|I века до н. э.]] и оформившееся окончательно в середине [[I век]]а [[н.э.]]
+
== Движение зелотов ==
 +
Главным центром движения зелотов была [[Галилея]], а затем также и [[Иерусалим]]. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из [[фарисей]]ства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.
-
Основной целью зелотов было упразднение [[эллинизм|эллинистического]] влияния и свержение [[Древний Рим|римского владычества]] для достижения которой считались пригодными любые средства<ref>[http://jhistory.nfurman.com/teacher/02_074.htm ''р. И.Телушкин'' Великое восстание(66 - 70 гг. н.э.). Зелоты.]</ref>. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с царем Иудеи — [[Ирод Великий|Иродом Великим]]. С фасада [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к [[идолопоклонство|идолопоклонству]] и намекающего на римское владычество.
+
Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества [[Ирод I Великий|Ирода I]] в Галилее там началось антиримское брожение: некий [[Хизкия]] во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.  
-
Требования [[император]]а [[Калигула|Калигулы]] поставить по всей [[Римская империя|Империи]] его [[идол]]ы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей [[Иудея|Иудеи]] привело к существенной [[радикализм|радикализации]] еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После ограбления римским [[прокуратор]]ом большой части храмового [[серебро|серебра]] зелоты организовали т. н. [[Великое еврейское восстание]], приведшее к [[Иудейская война|Иудейской войне]] [[66]]-[[73]] гг. Подоспевшие на помощь [[римляне|римлянам]] войска [[Цестий Галл|Цестия Галла]] из [[Сирия|Сирии]] были разбиты [[восстание|повстанцами]].
+
Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, [[Иеhуда Галилеянин]] вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.  
-
Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это также тем, что [[Израиль|Израилем]] может управлять только [[Мессия]] — потомок [[Давид]]а. Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище — [[сикарии]] («убийцы»). Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев [[Менахем]], сын Иуды, захватив крепость Масаду, перебил римский гарнизон.
+
Требования [[император]]а [[Калигула|Калигулы]] поставить по всей [[Римская империя|Империи]] его [[идол]]ы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей [[Иудея|Иудеи]] привело к существенной [[радикализм|радикализации]] еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.  
-
Наиболее известные зелоты — [[Симон Бар-Гиора|Симон (Шимон) Бар-Гиора]] и [[Йоханан из Гисхалы|Йоханан]] из [[Гисхала|Гисхалы]]. Иногда зелотов рассматривают как основанную [[Иуда Галилеянин|Иудой Галилеянином]] и [[Садок]]ом Фарисеем «четвёртую [[секта|секту]]», наряду с [[фарисеи|фарисеями]], [[саддукеи|саддукеями]] и [[ессеи|ессеями]], про которых упоминал участник Иудейских войн [[Иосиф Флавий]]<ref>[http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html Иудейские древности, Книга XVIII]</ref>.
+
Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев [[Заиорданье|Заиорданья]].  
 +
== Течения зелотов ==
 +
К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.
-
Согласно [[Библия|Библии]], среди апостолов Иисуса был зелот [[Симон Кананит|Симон]]<ref>[http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/luke6.htm Лука 6.15]</ref> (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).
+
# Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали '''[[Сикарии|сикариями]]''' (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость [[Масада|Масаду]] и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также [[Элазар Бен Яир|Элазар бен Яир]], возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
-
== Источники ==
+
# Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов [[Иерусалим]]а. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
-
<references />
+
 
 +
# Третьим было движение, возглавлявшееся [[Бар-Гиора Шимон|Шимоном Бар-Гиорой]]. Начавшись в [[Заиорданье|Заиорданье]], движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.
 +
 
 +
Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстании]].
 +
== Иосиф Флавий ==
 +
Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов [[Иосиф Флавий]], в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Ессеи|ессеями]] — «философских сект» евреев. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг.
 +
 
 +
Иногда зелотов рассматривают как основанную [[Иуда Галилеянин|Иудой Галилеянином]] и [[Садок]]ом Фарисеем «четвёртую [[секта|секту]]», наряду с [[фарисеи|фарисеями]], [[саддукеи|саддукеями]] и [[ессеи|ессеями]], про которых упоминал участник Иудейских войн [[Иосиф Флавий]]<ref>[http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html Иудейские древности, Книга XVIII]</ref>.
 +
== Зелоты в Новом Завете ==
 +
Согласно [[Библия|Библии]], среди апостолов [[Иисус]]а был зелот [[Симон Кананит|Симон]]<ref>[http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/luke6.htm Лука 6.15]</ref> (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).
== См. также ==
== См. также ==
Строка 34: Строка 50:
* [[Йоханан из Гисхалы]]
* [[Йоханан из Гисхалы]]
* [[Симон Бар-Гиора]]
* [[Симон Бар-Гиора]]
-
 
+
== Примечания ==
 +
<references/>
 +
{{ElevenCopyRight|11615|ЗЕЛОТЫ}}
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Иудейские войны]]
[[Категория:Иудейские войны]]
-
 
+
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
-
[[ar:زيلوت]]
+
-
[[bg:Зилоти]]
+
-
[[ca:Zelotes]]
+
-
[[de:Zelot]]
+
-
[[en:Zealotry]]
+
-
[[eo:Zeloto]]
+
-
[[es:Zelote]]
+
-
[[et:Seloodid]]
+
-
[[eu:Zelote]]
+
-
[[fi:Selootit]]
+
-
[[fr:Zélotes]]
+
-
[[fy:Seloaten]]
+
-
[[he:קנאים (בית שני)]]
+
-
[[hr:Zeloti]]
+
-
[[ia:Zelote]]
+
-
[[it:Zelota]]
+
-
[[ja:熱心党]]
+
-
[[ko:열심당]]
+
-
[[lt:Zelotai]]
+
-
[[nl:Zeloten]]
+
-
[[no:Seloter]]
+
-
[[pl:Zeloci]]
+
-
[[pt:Zelota]]
+
-
[[ro:Zelot]]
+
-
[[sh:Зилоти]]
+
-
[[sk:Zelóta (Jeruzalem)]]
+
-
[[sr:Зилоти]]
+
-
[[sv:Seloter]]
+
-
[[yi:קנאות]]
+
-
[[zh:奮銳黨]]
+
-
[[zh-yue:奮銳黨人]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Версия 10:24, 28 августа 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э..

Содержание

Движение зелотов

Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.

Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.

Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья.

Течения зелотов

К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.

  1. Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
  1. Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
  1. Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.

Иосиф Флавий

Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов Иосиф Флавий, в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями — «философских сект» евреев. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг.

Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту», наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями, про которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий[1].

Зелоты в Новом Завете

Согласно Библии, среди апостолов Иисуса был зелот Симон[2] (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).

См. также

  • Иуда Галилеянин
  • Йоханан из Гисхалы
  • Симон Бар-Гиора

Примечания

  1. Иудейские древности, Книга XVIII
  2. Лука 6.15
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗЕЛОТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация