Десять казней египетских
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Cм.также) |
(консолидация) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | + | {{main|Исход из Египта}} | |
- | '''«Десять казней египетских»''' — описанные в [[ | + | '''«Десять казней египетских»''' (עֶשֶׂר מַכּוֹת, эсер маккот) — описанные в [[Тора|Торе]] (Пятикнижии) бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ [[Древний Египет|египетского]] [[фараон]]а освободить [[рабство|порабощенных]] [[евреи|сынов Израилевых]]. |
== Описание == | == Описание == | ||
- | Согласно [[Исх.|книге Исход]] [[ | + | Согласно [[Исх.|книге Исход]] [[Моше]] (Моисей) именем [[Бог]]а требует от фараона отпустить его народ, обещая, что, в противном случае, Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены следующие бедствия: |
- | # Наказание кровью | + | # Наказание кровью (דָם - ''дам'') |
- | # Казнь лягушками | + | # Казнь лягушками (צְפַרְדְּעִים - ''цфардеа'') |
- | # Нашествие мошек | + | # Нашествие мошек (''כִּנָּם'' - киним) |
- | # Наказание | + | # Наказание разным зверями, тварями (в синодальном переводе - пёсьи мухи) (עָרֹב - ''аров'') |
# [[Мор (смерть)|Мор]] скота | # [[Мор (смерть)|Мор]] скота | ||
- | # Язвы и нарывы | + | # Язвы (דֶּבֶר - ''дэвэр'') и нарывы (שְׁחִין - ''шэхин'') |
- | # Гром, молнии и огненный град | + | # Гром, молнии и огненный град (בָרָד - ''барад'') |
- | # Нашествие саранчи | + | # Нашествие [[Саранча|саранчи]] (אַרְבֶּה -''арбе'') |
- | # Необычная темнота (тьма египетская) | + | # Необычная темнота (тьма египетская) (חֹשֶׁךְ - ''хошэх'') |
- | # Смерть первенцев | + | # Смерть [[Первенец|первенцев]] (маккат бехорот) |
+ | Те же казни, хотя в несколько ином порядке, названы в Пс. 78:44–51 и 105:28–36. Посредством этих наказаний [[Бог]] Израиля демонстрирует фараону Свою безграничную власть над природой. | ||
=== Наказание кровью === | === Наказание кровью === | ||
- | {{ВЗ| | + | {{ВЗ|[Аhарон] поднял посох и на глазах у фараона и его слуг ударил по водам Нила, и вся вода в реке превратилась в кровь. Рыба в реке погибла, река засмердела, и египтяне не могли пить речную воду; кровь была по всей земле египетской.|Исх|7:20|,21}} |
Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев. | Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев. | ||
=== Казнь лягушками === | === Казнь лягушками === | ||
- | {{ВЗ| | + | {{ВЗ|Господь сказал Моше: — Скажи Аhарону: “Простри руку с посохом над реками, каналами и озерами и приведи лягушек на землю египетскую”. Аhарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.|Исх|8:1|,2}} |
- | Как было обещано фараону: {{ВЗ2|они | + | Как было обещано фараону: {{ВЗ2|они вылезут [из реки] и заполнят твой дворец, твою спальню, твою постель, дома твоих слуг и [всего] твоего народа, [залезут] в ваши печи и квашни.|Исх|7:28}}. Жабы наполнили всю землю египетскую. |
- | Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал | + | Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моше, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания. |
=== Нашествие мошек === | === Нашествие мошек === | ||
+ | [[Файл:Tissot The Plague of Flies.jpg|200px|right|thumb|Тиссо, "Египетская казнь - мухи"]] | ||
В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши. | В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши. | ||
- | {{ВЗ| | + | {{ВЗ|…Аhарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.|Исх|8:17|-19}} |
На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен. | На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен. | ||
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь: | И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь: | ||
- | === Наказание | + | === Наказание дикими зверями === |
- | {{ВЗ|И сказал Господь | + | {{ВЗ|И сказал Господь Моше: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. А если ты не отпустишь Мой народ, то Я нашлю на тебя, на твоих рабов, на твой народ и на твои дома сонмища тварей. Дома египтян наполнятся ими, как и сама земля, на которой живут египтянеНо Я сделаю так, что в земле Гошен, где пребывает Мой народ, в отличие [от всей страны] в тот день не будет тварей, чтобы ты знал, что Я, Господь, — в этой стране. Завтра будет сие знамение. Господь сделал так, и явились несметные сонмища тварей во дворец фараона и в дома его рабов; по всему Египту земля гибла от нашествия тварей.|Исх|8:16|-20}} |
- | + | Согласно христианской трактовке «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Поэтому считается, что под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных. | |
- | Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. | + | Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Звери были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет тварей, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим». |
Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. | Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. | ||
- | Позвал тогда фараон к себе | + | |
+ | Позвал тогда фараон к себе Моше и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание. | ||
И постигла Египет пятая казнь: | И постигла Египет пятая казнь: | ||
Строка 63: | Строка 66: | ||
=== Язвы и нарывы === | === Язвы и нарывы === | ||
- | После этого Господь повелел | + | После этого Господь повелел Моше и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами. |
И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон. | И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон. | ||
Строка 73: | Строка 76: | ||
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град. | Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град. | ||
{{ВЗ|и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал|Исх|9:23|-25}} | {{ВЗ|и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал|Исх|9:23|-25}} | ||
- | Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед | + | Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моше и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон. |
И постигла Египет казнь восьмая: | И постигла Египет казнь восьмая: | ||
Строка 80: | Строка 83: | ||
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской. <br /> | Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской. <br /> | ||
- | И вновь просил фараон | + | И вновь просил фараон Моше вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моше к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых. <br /> |
И началась девятая казнь: | И началась девятая казнь: | ||
=== Необычная темнота === | === Необычная темнота === | ||
+ | [[Файл:034.The Ninth Plague. Darkness.jpg|300px|right|thumb|Доре, "Девятая казнь"]] | ||
{{ВЗ|Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их|Исх|10:22|-23}} | {{ВЗ|Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их|Исх|10:22|-23}} | ||
Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться. | Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться. | ||
- | И позвал фараон | + | И позвал фараон Моше, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы. |
=== Казнь первенцев === | === Казнь первенцев === | ||
- | + | [[Файл:1872 Lawrence Alma-Tadema - Death of the Pharaoh Firstborn son.jpg|thumb|300px||«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина [[Альма-Тадема, Лоуренс|Альмы-Тадемы]]]] | |
- | И не миновала Египет обещанная | + | И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. <br /> |
{{ВЗ|В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота|Исх|12:29}} | {{ВЗ|В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота|Исх|12:29}} | ||
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался [[Исход]]. | После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался [[Исход]]. | ||
Строка 103: | Строка 107: | ||
Часть исследователей ссылается на [[папирус Ипувера]], находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха. | Часть исследователей ссылается на [[папирус Ипувера]], находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха. | ||
+ | == Критика сюжета == | ||
+ | Анализ библейского рассказа позволяет заключить, что его основой, по всей видимости, является древнее предание о состязании [[Моше]] с волхвами фараона и его победе, которая, однако, не смягчила фараона, так что потребовалось навести на Египет смерть первенцев, чтобы сломить его. Затем сложилась традиция, в которой к рассказу о состязании Моше с волхвами и гибели первенцев добавился рассказ о семи египетских казнях. | ||
+ | Позднее число казней было доведено до десяти, и в этой версии предание зафиксировано в [[Библия|Библии]]. Различие традиций, легших в основу библейского повествования, обнаруживается также и в том, что казни насылаются то Богом (древнейшая версия), то Моисеем по указанию Бога (более поздняя версия, в которой Бог не является более оппонентом египетских волхвов и заменяется Моисеем), то [[Аарон|Аароном]] (наиболее поздний вариант). | ||
+ | |||
+ | Египетские казни представляют собой, по большей части, доведенные до катастрофических размеров бедствия, хорошо известные египтянам и упоминаемые в древних документах. Таковы обильное размножение лягушек и мошкары во время разлива Нила, нашествие саранчи, застилающие свет тучами песка и пыли ветры-суховеи, окрашивание вод Нила в красноватый цвет из-за усиленного размножения специфических микроорганизмов и вошедшие в поговорку египетские чирья<ref>{{ЭЕЭ|11924|Казни Египетские}}</ref>. | ||
== Казни в культуре и искусстве == | == Казни в культуре и искусстве == | ||
=== Музыка === | === Музыка === | ||
* История Исхода легла в основу первой части оратории [[Гендель|Г. Ф. Генделя]] «Израиль в Египте» (Exodus). | * История Исхода легла в основу первой части оратории [[Гендель|Г. Ф. Генделя]] «Израиль в Египте» (Exodus). | ||
- | * Группа | + | * Группа Металлика написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней. |
- | * Группа | + | * Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в [[2009 год в музыке|2009 году]]. |
=== Кинематограф === | === Кинематограф === | ||
- | * | + | * Жатва — сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой [[Сатанизм|сатанистскую]] секту. |
- | * | + | * Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта. |
== Cм.также == | == Cм.также == | ||
Строка 119: | Строка 128: | ||
* [[Исход]] | * [[Исход]] | ||
* [[Избиение младенцев]] | * [[Избиение младенцев]] | ||
- | + | == Ссылки == | |
+ | <references/> | ||
[[Категория:Библейские сюжеты]] | [[Категория:Библейские сюжеты]] | ||
- | + | [[Категория:Пятикнижие]] | |
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 13:12, 27 августа 2012
Текст унаследован из Википедии | |
«Десять казней египетских» (עֶשֶׂר מַכּוֹת, эсер маккот) — описанные в Торе (Пятикнижии) бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых.
Содержание |
Описание
Согласно книге Исход Моше (Моисей) именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что, в противном случае, Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены следующие бедствия:
- Наказание кровью (דָם - дам)
- Казнь лягушками (צְפַרְדְּעִים - цфардеа)
- Нашествие мошек (כִּנָּם - киним)
- Наказание разным зверями, тварями (в синодальном переводе - пёсьи мухи) (עָרֹב - аров)
- Мор скота
- Язвы (דֶּבֶר - дэвэр) и нарывы (שְׁחִין - шэхин)
- Гром, молнии и огненный град (בָרָד - барад)
- Нашествие саранчи (אַרְבֶּה -арбе)
- Необычная темнота (тьма египетская) (חֹשֶׁךְ - хошэх)
- Смерть первенцев (маккат бехорот)
Те же казни, хотя в несколько ином порядке, названы в Пс. 78:44–51 и 105:28–36. Посредством этих наказаний Бог Израиля демонстрирует фараону Свою безграничную власть над природой.
Наказание кровью
Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.
Казнь лягушками
Как было обещано фараону: «они вылезут [из реки] и заполнят твой дворец, твою спальню, твою постель, дома твоих слуг и [всего] твоего народа, [залезут] в ваши печи и квашни.» (Исх.7:28). Жабы наполнили всю землю египетскую.
Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моше, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.
Нашествие мошек
В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.
На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:
Наказание дикими зверями
Согласно христианской трактовке «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Поэтому считается, что под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Звери были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет тварей, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».
Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.
Позвал тогда фараон к себе Моше и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.
И постигла Египет пятая казнь:
Мор скота
У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.
Язвы и нарывы
После этого Господь повелел Моше и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.
И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.
Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:
Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моше и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.
И постигла Египет казнь восьмая:
Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моше вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моше к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:
Необычная темнота
Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их |
Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.
И позвал фараон Моше, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.
Казнь первенцев
И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота |
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.
Историчность сюжета
В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».
Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.
Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.
Критика сюжета
Анализ библейского рассказа позволяет заключить, что его основой, по всей видимости, является древнее предание о состязании Моше с волхвами фараона и его победе, которая, однако, не смягчила фараона, так что потребовалось навести на Египет смерть первенцев, чтобы сломить его. Затем сложилась традиция, в которой к рассказу о состязании Моше с волхвами и гибели первенцев добавился рассказ о семи египетских казнях.
Позднее число казней было доведено до десяти, и в этой версии предание зафиксировано в Библии. Различие традиций, легших в основу библейского повествования, обнаруживается также и в том, что казни насылаются то Богом (древнейшая версия), то Моисеем по указанию Бога (более поздняя версия, в которой Бог не является более оппонентом египетских волхвов и заменяется Моисеем), то Аароном (наиболее поздний вариант).
Египетские казни представляют собой, по большей части, доведенные до катастрофических размеров бедствия, хорошо известные египтянам и упоминаемые в древних документах. Таковы обильное размножение лягушек и мошкары во время разлива Нила, нашествие саранчи, застилающие свет тучами песка и пыли ветры-суховеи, окрашивание вод Нила в красноватый цвет из-за усиленного размножения специфических микроорганизмов и вошедшие в поговорку египетские чирья[1].
Казни в культуре и искусстве
Музыка
- История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
- Группа Металлика написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
- Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
Кинематограф
- Жатва — сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
- Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
Cм.также
Десять казней египетских на Викискладе? |
- Исход
- Избиение младенцев
Ссылки
- ↑ Статья «Казни Египетские» в Электронной еврейской энциклопедии
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.