Нисенбаум, Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Писатели по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские писатели» с помощью HotCat) |
||
Строка 61: | Строка 61: | ||
[[Категория:Раввины Польши]] | [[Категория:Раввины Польши]] | ||
[[Категория:Писатели по алфавиту]] | [[Категория:Писатели по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские писатели]] |
Версия 10:33, 26 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Нисенбаум, Ицхак (Nisenbaum, Nissenbaum; 1868, Бобруйск, – 1942, Варшава), раввин, один из лидеров религиозного сионизма, писатель, в основном на иврите.
Содержание |
Биографические сведения
Учился в иешиве в Воложине, где вступил в тайный, связанный с Ховевей Цион кружок «Нес Циона» (основанный в 1885 г.), целью которого было распространение идей заселения Эрец-Исраэль.
В 1891 г. кружок был распущен полицией, а в 1892 г. его бывшие члены создали организацию со сходной программой — «Нецах Исраэль», среди основателей которой, наряду с Нисенбаумом, был Х. Н. Бялик, написавший ее программу, явившуюся его первым выступлением в печати («hа-Мелиц», 1892).
В том же году, с закрытием властями Воложинской иешивы, «Нецах Исраэль» прекратила свою деятельность, затем возобновила ее в Минске под руководством Нисенбаума и просуществовала до 1894 г.
В 1894 г. Нисенбаум, получив звание раввина (см. смиха), переехал в Белосток, где по приглашению Ш. Могилевера стал секретарем Духовного центра.
Лидер религиозного сионизма
С 1898 г., после смерти Ш. Могилевера, Нисенбаум пропагандировал идеи сионизма в России, Польше, Латвии и Литве, став одной из центральных фигур в сионистском движении.
Особенно велико было его влияние среди ортодоксальных евреев. В 1900 г. Нисенбаум поселился в Варшаве, где жил до своей гибели в Варшавском гетто.
В 1905 г. побывал в Эрец-Исраэль, где выступал в защиту концепции религиозного сионизма. Он был одним из основателей и активных членов движения Мизрахи, а также одним из руководителей Еврейского Национального Фонда.
В период между двумя мировыми войнами Нисенбаум опубликовал в прессе на иврите и на идиш множество очерков о современных ему событиях, о сионизме и еврейском духовном наследии, некоторое время редактировал газету «hа-Цфира»; был членом исполнительного комитета сионистской организации Польши, с 1937 г. руководил польским отделением Мизрахи. Погиб в Варшавском гетто.
Труды Нисенбаума
Перу Нисенбаума принадлежит несколько экзегетических трудов — «Драшот ле-хол шаббатот hа-шана ве-hа-моадим» («Проповеди на все субботы года и на праздники», 1908), «Хагут лев» («Размышления сердца», 1911) и др.
Проблемам религиозного сионизма посвящены его работы «hа-дат ве-hа-тхия hа-леуммит» («Религия и национальное возрождение», 1920), «hа-яхадут hа-леуммит» («Национальное еврейство», 1920), «Масорет ве-херут» («Традиция и свобода», 1939) и др.
В 1929 г. вышла в свет автобиография Нисенбаума под названием «Алей хелди» («Листки моей жизни»).
Увековечивание памяти
Его именем назван киббуц Беерот-Ицхак. И. Нисенбаум. Коллекция Швадрона. Еврейская национальная и университетская библиотека. Иерусалим.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НИСЕНБАУМ Ицхак в ЭЕЭ