Ева

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «ишша» на «иша»)
Строка 27: Строка 27:
Согласно второму варианту ({{Библия|Быт|2:7|-25}}; {{Библия2|Быт|3:1|3:1-24}}), Бог вылепил человека (''адам'') из ''«праха земного»'' (''адама''), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в [[Эдем|Сад Эдемский]]({{Библия|Быт|2:7}}). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека ({{Библия|Быт|2:21|-22}}). «''И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились''».  
Согласно второму варианту ({{Библия|Быт|2:7|-25}}; {{Библия2|Быт|3:1|3:1-24}}), Бог вылепил человека (''адам'') из ''«праха земного»'' (''адама''), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в [[Эдем|Сад Эдемский]]({{Библия|Быт|2:7}}). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека ({{Библия|Быт|2:21|-22}}). «''И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились''».  
-
Когда женщина была приведена Богом к Адаму, тот немедленно узнал в ней неотъемлемую часть своего существа, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», и нарек ей имя ишша (`женщина`, `жена`), «ибо взята от мужа» — иш (Быт. 2:23). Опыт первого человека трактуется как универсальная норма для всего человеческого рода: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
+
Когда женщина была приведена Богом к Адаму, тот немедленно узнал в ней неотъемлемую часть своего существа, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», и нарек ей имя иша (`женщина`, `жена`), «ибо взята от мужа» — иш (Быт. 2:23). Опыт первого человека трактуется как универсальная норма для всего человеческого рода: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
== Грехопадение ==
== Грехопадение ==

Версия 11:54, 23 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Ева (ивр. חוה‎, Хава — букв. «дающая жизнь») в авраамических религиях — праматерь всех людей, первая женщина (в кабалистических версиях — вторая после Лилит), жена Адама, сделанная из его ребра, мать Каина, Авеля и Сифа.

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (Быт.1-5) породил обширную литературу апокрифического характера.

Содержание

Создание Евы

В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

  • Первый рассказ: 1:1 — 2:3;
  • Второй рассказ: 2:4 — 3:24.

Согласно первому варианту (Быт.1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу и подобию Божьему» (Быт.1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами (Быт.1:27).

Согласно второму варианту (Быт.2:7-25; 3:1-24), Бог вылепил человека (адам) из «праха земного» (адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский(Быт.2:7). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт.2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Когда женщина была приведена Богом к Адаму, тот немедленно узнал в ней неотъемлемую часть своего существа, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», и нарек ей имя иша (`женщина`, `жена`), «ибо взята от мужа» — иш (Быт. 2:23). Опыт первого человека трактуется как универсальная норма для всего человеческого рода: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Грехопадение

Ева явилась причиной грехопадения Адама и их изгнания из сада Эдемского (см. Рай): соблазненная змеем-искусителем, она вкусила от запретного плода с древа познания добра и зла и побудила к тому же Адама. Это положило начало их интеллектуальному и нравственному прозрению: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» (Быт. 3:7). В наказание за нарушение запрета Бог дает женщине в удел родовые муки и подчиняет ее господству мужа (Быт. 3:16). Адам дал своей жене имя Хавва, «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20) — указание на связь со словами хай, хаим (`живой`, `жизнь`).

Дополнения

Параллель библейскому рассказу о сотворении Евы из ребра обнаруживается в более древнем шумерском мифе о рае и божествах Энки и Нинхурсаг: когда Энки почувствовал боль в ребре, Нинхурсаг вызвала рождение из ребра богини Нин-ти, «Госпожи ребра» (шумерское ти означает как `ребро`, так и `жизнь`).

Ева родила Каина и Авеля, а после убийства Авеля Каином — Шета (Сифа; Быт. 4:1–2, 25). Больше о Еве в Библии ничего не говорится.

Согласно каббале, Ева была создана из ребра Адама после того, как он был оставлен своей первой женой Лилит (Зохар, Быт. 2:21). Аггада указывает на пещеру Махпела как на место, где Ева была погребена рядом с Адамом (Эр. 53а).

Примечания

Ссылки

  • Статья «Ева» в Электронной еврейской энциклопедии
  • А. Штейнзальц Хава // Библейские образы / Пер. с англ. Адин Штейнзальц (Эвен Исраэль). — 2-е изд. — М.: Ин-т изучения иудаизма в СНГ Ассоц. «Шамир», 1998.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЕВА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация