Ниневия (древний город на территории современного Ирака)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ниневия» в «Ниневия (древний город на территории современного Ирака)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Ниневия''' (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. [[Месопотамия]]) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного [[Мосул|Мосула]]); начиная с правления [[Санхерив|Санхерива]] — столица Ассирийского царства. Ныне — Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк [[Иона]] — на арабском Юнис) | + | '''Ниневия''' (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. [[Месопотамия]]) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного [[Мосул|Мосула]]); начиная с правления [[Санхерив|Санхерива]] — столица Ассирийского царства. Ныне — Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк [[Иона]] — на арабском Юнис). |
- | + | Название Ниневия сохранилось в наименовании иракской провинции Найнава, центром которой является Мосул. | |
+ | === Археологические раскопки === | ||
- | + | Археологические раскопки, ведущиеся здесь (в основном в Куюнджике) около 150 лет, обнаружили существование поселения уже в начале 4 тысячелетия до н. э. | |
- | В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус. Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] упоминает Ниневию в своих путевых записях. | + | Одним из древнейших письменных упоминаний Ниневии является надпись Нарамсина (1-я половина 23 в. до н. э.). |
+ | |||
+ | В начале 14 в. до н. э. Ниневия принадлежала царству Митанни, однако уже в середине следующего столетия вернулась под власть ассирийских царей. | ||
+ | |||
+ | Ниневия была центром культа богини Иштар (см. [[Астарта]]). Вершины своего расцвета город достиг, когда Санхерив (705–681 гг. до н. э.), сделавший Ниневию столицей, почти полностью перестроил ее (площадь города внутри стен достигла при нем 15 кв. км). | ||
+ | |||
+ | На одной из окраин города был разбит ботанический сад с растениями, доставлявшимися со всех концов империи; были сооружены многочисленные роскошные здания, в том числе царский дворец, называвшийся «дворцом, не имеющим себе равных»; его стены были украшены барельефами, передающими сцены строительства, охоты и сражений, в том числе — осады [[Лахиш|Лахиша]]. | ||
+ | |||
+ | Другой дворец (в районе Неби Юниса) был построен сыном Санхерива, Асархаддоном (680–669 гг. до н. э.). Сын последнего Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.) построил новый дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры). | ||
+ | |||
+ | В конце правления Ашшурбанипала царская резиденция была, по-видимому, перенесена в Харран (библейское [[Харан]]). В 612 г. до н. э. Ниневия была захвачена и разрушена войсками мидийцев и вавилонян. | ||
+ | В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус. | ||
+ | |||
+ | Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] упоминает Ниневию в своих путевых записях. | ||
+ | === Библейские источники === | ||
+ | |||
+ | Согласно библейскому списку народов, Ниневия (как и другие основные города Месопотамии) была построена в дни Нимрода (Быт. 10:10–12). В книге Ионы о Ниневии говорится как о «городе великом... на три дня ходьбы» (3:3), в котором одних лишь малых детей «более ста двадцати тысяч человек» (4:11). | ||
+ | |||
+ | В II Ц. 19:36–37 и Ис. 37:37–38 Ниневия упоминается как город, куда Санхерив вернулся после неудачной попытки овладеть Иерусалимом и где он был убит своими сыновьями. Пророки [[Цфания]] (2:13–15) и [[Нахум]] (вся книга) предрекали гибель Ниневии. | ||
+ | === Аггада === | ||
+ | |||
+ | В [[Аггада|Аггаде]] Ниневия — огромный город с полуторамиллионным населением. Глас пророка Ионы был столь громок, что проник во все углы города, и те, кто услышал его, отвратились от своего нечестивого образа жизни (Мид. Иона 99–100). | ||
+ | |||
+ | Согласно ряду аггадических источников (Таан. 16а; Мид. Иона 100–102 и др.), раскаяние жителей Ниневии было искренним, однако [[Амораи|амораи]] Эрец-Исраэль считали, что оно не было достаточно глубоким (ТИ., Таан. 21:1, 65б): по прошествии 40 дней обитатели города не только оставили путь благочестия, но стали еще большими грешниками, чем прежде; тогда пришла кара, предсказанная Ионой, и они были поглощены землей (ПдрЭ. 43). | ||
- | |||
{{ElevenCopyRight|12978|НИНЕВИЯ}} | {{ElevenCopyRight|12978|НИНЕВИЯ}} |
Версия 20:34, 19 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Ниневия (נִנְוֵה, Нинве; по-аккадски Нинуа, Нина), город в Ассирии (см. Месопотамия) на восточном берегу реки Тигр (напротив современного Мосула); начиная с правления Санхерива — столица Ассирийского царства. Ныне — Тель-Куюнджик и Тель-Неби-Юнис (где, согласно мусульманскому преданию, похоронен пророк Иона — на арабском Юнис).
Название Ниневия сохранилось в наименовании иракской провинции Найнава, центром которой является Мосул.
Археологические раскопки
Археологические раскопки, ведущиеся здесь (в основном в Куюнджике) около 150 лет, обнаружили существование поселения уже в начале 4 тысячелетия до н. э.
Одним из древнейших письменных упоминаний Ниневии является надпись Нарамсина (1-я половина 23 в. до н. э.).
В начале 14 в. до н. э. Ниневия принадлежала царству Митанни, однако уже в середине следующего столетия вернулась под власть ассирийских царей.
Ниневия была центром культа богини Иштар (см. Астарта). Вершины своего расцвета город достиг, когда Санхерив (705–681 гг. до н. э.), сделавший Ниневию столицей, почти полностью перестроил ее (площадь города внутри стен достигла при нем 15 кв. км).
На одной из окраин города был разбит ботанический сад с растениями, доставлявшимися со всех концов империи; были сооружены многочисленные роскошные здания, в том числе царский дворец, называвшийся «дворцом, не имеющим себе равных»; его стены были украшены барельефами, передающими сцены строительства, охоты и сражений, в том числе — осады Лахиша.
Другой дворец (в районе Неби Юниса) был построен сыном Санхерива, Асархаддоном (680–669 гг. до н. э.). Сын последнего Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.) построил новый дворец и создал обширную царскую библиотеку (несколько тысяч клинописных текстов литературного, религиозного, лексикографического, астрономического и исторического содержания, а также деловые документы, письма и государственные договоры).
В конце правления Ашшурбанипала царская резиденция была, по-видимому, перенесена в Харран (библейское Харан). В 612 г. до н. э. Ниневия была захвачена и разрушена войсками мидийцев и вавилонян. В период римской власти на месте Ниневии была основана военная колония Клавдия Нинус.
Небольшое поселение существовало здесь до монгольского завоевания (2-я половина 13 в.). Биньямин из Туделы упоминает Ниневию в своих путевых записях.
Библейские источники
Согласно библейскому списку народов, Ниневия (как и другие основные города Месопотамии) была построена в дни Нимрода (Быт. 10:10–12). В книге Ионы о Ниневии говорится как о «городе великом... на три дня ходьбы» (3:3), в котором одних лишь малых детей «более ста двадцати тысяч человек» (4:11).
В II Ц. 19:36–37 и Ис. 37:37–38 Ниневия упоминается как город, куда Санхерив вернулся после неудачной попытки овладеть Иерусалимом и где он был убит своими сыновьями. Пророки Цфания (2:13–15) и Нахум (вся книга) предрекали гибель Ниневии.
Аггада
В Аггаде Ниневия — огромный город с полуторамиллионным населением. Глас пророка Ионы был столь громок, что проник во все углы города, и те, кто услышал его, отвратились от своего нечестивого образа жизни (Мид. Иона 99–100).
Согласно ряду аггадических источников (Таан. 16а; Мид. Иона 100–102 и др.), раскаяние жителей Ниневии было искренним, однако амораи Эрец-Исраэль считали, что оно не было достаточно глубоким (ТИ., Таан. 21:1, 65б): по прошествии 40 дней обитатели города не только оставили путь благочестия, но стали еще большими грешниками, чем прежде; тогда пришла кара, предсказанная Ионой, и они были поглощены землей (ПдрЭ. 43).