Моногамия и полигамия (трактовка в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Еврейское право» с помощью HotCat)
Строка 97: Строка 97:
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
 +
[[Категория:Еврейское право]]

Версия 14:36, 16 августа 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Моногамия и полигамия (единобрачие и многобрачие).

Содержание

Ближний Восток

Библия

Библия не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с патриархов, имели по несколько жен (и наложниц), что было общепринятым на Ближнем Востоке.

На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.

Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. Притчей Соломоновых книга), отражают моногамный характер брака.

Эпоха Второго храма

В эпоху Второго храма моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов.

В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с Элефантины).

Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а).

Частой причиной бигамии был левиратный брак, а также бесплодие первой жены.

Галаха

Первый запрет полигамии содержит галаха Кумранской общины (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. Мертвого моря свитки), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.

Мишна

Форма брака, отраженная в Мишне и барайтах, — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие).

Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. Левиратный брак и халица) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б).

Влияние римского семейного права

Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство.

Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью.

Влияние ислама

У евреев Вавилонии также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б).

Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя).

Под влиянием ислама полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских гаонов получил более широкое распространение.

Европа и Северная Африка

Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в Испании. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.

В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов.

В 10 в. рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола и его бет-дин ввели постановление (см. Такканот), известное под названием херем раббену Гершома, запрещавшее полигамию.

Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.

К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака.

Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.

Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской диаспоры (см. Ашкеназы), а в Провансе, Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.

Эрец-Исраэль

В ишуве Эрец-Исраэль полигамия была исключительно редким явлением.

В 1950 г. Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.

В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение.

Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.

В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу.

В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. Половая жизнь) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также Брак, Наложница, Развод, Мамзер).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация